- История лепки из солёного теста
- ИЗ ИСТОРИИ О СОЛЁНОМ ТЕСТЕ
- Выбор и обоснование проблемы
- История возникновения соленого теста
- Материалы и оборудование
- Технологический процесс
- Сушка изделия
- Практическая значимость проведенного исследования
- Экологическая оценка изделия.
- Оценка работы.
- Выводы
- РАЗНОВИДНОСТИ КОЗУЛЬ
- ИсторияПравить
- СсылкиПравить
- История происхождения шахмат
- Как шахматы распространялись по миру
- Шахматы в Азии
- Шахматы в Европе
- Шахматы в России
- Как возникли современные шахматы
- Внешний вид шахмат
- Инвентарь для шахмат
- Как шахматы стали мировым достоянием
- В каком году появились первые турниры по шахматам
- Чемпионы мира по шахматам
История лепки из солёного теста
«Дарю вам мукосол, чтобы были хлеб да соль, чтобы было в доме изобилие», — так говорили в праздники в северных русских деревнях, даря произведения из соленого теста.Мукосол — это не только забавные фигурки из соленого теста на холсте или в самостоятельной композиции, это обереги наших домов еще с дохристианских времен. Считалась, что любая такая поделка, находящаяся в доме — символ богатства, благополучия и достатка в семье.Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем и применялось для выполнения фигурок из народных сказаний и в религиозных целях. Еще древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для преклонения перед своими божествами.В Германии и Скандинавии издавна было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благоденствие.Мукосол — старинный архангельский промысел, которому как минимум четыре сотни лет. Он то угасал, то возрождался в новых традициях. Иногда его называют тестопластикой, архангельской керамикой или биокерамикой, поскольку все фигурки изготавливаются из натуральных материалов. Это со временем фигурки из соленого теста стали раскрашивать и даже покрывать лаком, а много лет назад они были практически съедобными. Жены поморов давали фигурки из соленого теста своим мужьям, отправлявшимся рыбачить. Эти забавные игрушки согревали душу морякам, да и спасали не раз от голода. Бывали неудачные походы, когда кончалась еда, и тогда на помощь приходили фигурки из соленого теста.Во время Первой и Второй мировых войн искусство изготовления соленого теста было утеряно, поскольку не хватало материала, да и сами произведения довоенных лет практически не сохранились. В наше время эта древняя традиция начала возрождаться. В последние двадцать лет оно вызывает все больший интерес, с каждым годом расширяя круг своих поклонников.Хотя поделки из теста — древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками, а картины из соленого теста являются оригинальным способом выделить наши штампованные малогабаритные квартиры из массы аналогичных апартаментов и оживить свой дом неповторимым русским стилем.
ИЗ ИСТОРИИ О СОЛЁНОМ ТЕСТЕ
Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия.
В Германии и Скандинавии издавна было принято изготавливать пасхальные из рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благоденствие.
В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашиваются и имеют обычный для выпечки цвет, что считается особенно привлекательным.
В Греции и Испании во время торжеств в честь Богоматери на алтарь кладут великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами. Даже в далеком Эквадоре мастера художественных промыслов делали поделки из яркоокрашенного теста. У индейцев такие фигурки из теста раньше имели символический или мистический смысл. В Китае начиная с 17 века делали марионетки из теста. В Гималаях используют деревянные формы для жертвенных культовых фигур из ячменной муки.
Когда главным символом рождества стала елка бедные люди изготавливали из хлебного теста рождественские украшения. Для сохранения украшений от поедания мышами и насекомыми в тесто добавляли большое количество соли. Так возникло соленое тесто.
Во время Первой и Второй мировых войн искусство изготовления соленого теста было утеряно, поскольку не хватало материала. В наше время эта древняя традиция начала возрождаться. В последние двадцать лет оно вызывает все больший интерес, с каждым годом расширяя круг своих поклонников.
Хотя поделки из теста — древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками.
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.
На Руси фигурки из этого материала дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытости. Еще в те времена, когда на Руси Новый год праздновали 1 сентября, а заодно и свадьбы играли, было принято дарить фигурки из соленого теста. А украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, — символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто -«хлебосол». Возрождение этой старой народной традиции расширило применение соленого теста. Оно оказалось прекрасным материалом для детского творчества.
— удивительно пластичный материал для лепки различных фигур и композиций: нежный, мягкий. В отличие от обычного пластилина, тесто не пачкает руки. При правильном замесе соленое тесто не крошится, не трескается, сохраняется достаточно длительное время. Хотя следует отметить, что тесто — материал достаточно хрупкий при небрежном обращении.
Издавна известны пластические свойства соленого теста. Наши прабабушки лепили из него фигурки различных птиц и животных, так называемых «жаворонков», с которыми встречали весну, баранки, пряничные «козули», которыми одаривали своих друзей и родственников под Новый год и на Рождество, ко дню рождения в знак любви и уважения. Изделия из теста использовались как детские игрушки.
Но прежде чем превратиться в детские игрушки, фигурки из теста имели обрядовое значение. Издавна известны обряды, связанные с зерном и хлебом, традиционные для народов России, Украины, Беларуси, Польши, Болгарии, Чехии. В соответствии с этими обрядами весной, перед прилетом птиц, выпекались фигурные изделия из теста, чаще всего имеющие вид стилизованной птицы. Фигурки назывались «жаворонками».
На Украине такие изделия из теста изготавливались не только для весенних обрядов, но и для зимних праздников, а также свадеб. Фигурки дарили вместе с пожеланиями здоровья, благополучия, богатства и удачи.
Искусство изготовления изделий из теста не умерло и сегодня, а сувениры, сделанные своими руками, пользуются большим спросом. Это замечательный подарок к любому торжеству и празднику. Лепкой с удовольствием занимаются и дети и взрослые.
Из соленого теста можно изготовить простые фигурки и изделия, например листочки, грибочки, яблочки, и достаточно сложные варианты — деревья, фигурки животных и людей, а также различные многоплановые композиции.
Отличительной особенностью при работе с этим материалом является то, что в процессе работы не требуется никаких специальных инструментов и приспособлений. Лучше всего лепить руками или использовать примитивные инструменты, которые всегда под рукой. Необходимо отметить, что изделия из соленого теста довольно тяжелые (плотные), что не позволяет создавать композиции крупных размеров. Поэтому объемные композиции и панно не должны быть очень большими.
Творческий проект:
Изделия из соленого теста
«Подарок на День Рождения»
Выполнила ученица 8 класса
Мезенцева Дарья
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Защитенская средняя общеобразовательная школа»
Крутовский филиал
Руководитель: Свищенкова Е.Г.
Выбор и обоснование проблемы
Уютный дом – это, хорошее настроение, душевный комфорт и уют для
нашей семьи. А скоро у моей сестренки день рождения! Поэтому я
поставила перед собой цель: сделать подкову на счастье в технике
«солёное тесто».
Изготовление я думаю, займёт немало времени, но я буду очень
стараться, и результат приятно удивит мою сестренку.
2. Цель: изготовить сувенир «Подкова на счастье»
3. Задачи:
— собрать информацию о технике «солёное тесто».
— подобрать материал.
— изучить методику изготовления .
— оформить готовое изделие.
История возникновения соленого теста
Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративноприкладного искусства. Когда-то давным-давно, в седую старину, люди
начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на
раскаленных камнях.
Потом в Вавилоне, появились печи для хлеба, и на смену хлебным
лепешкам пришли первые караваи.
Древние египтяне приблизительно 5 тысяч лет назад знали много рецептов
теста и выпекали уже 30 различных сортов хлеба.
Древние инки лепили из теста фигурки людей и животных и затем
приносили их в жертву. Так из теста стали выпекать не только хлеб, но и
декоративные изделия, которыми стали украшать различные религиозные
фигурки из народных сказаний.
Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого
теста для религиозных ритуалов.
В Германии и Скандинавии было принято изготавливать пасхальные и
рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки,
кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям.
Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они
украшают, удачу и благополучие.
В Греции и Испании во время праздника в честь Богоматери на алтарь клали
великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами.
Даже в далеком Эквадоре мастера художественных промыслов делали
изделия, раскрашенные яркими красками.
У индейцев такие фигурки из теста раньше имели символический или
мистический смысл. В Китае 17 века делали марионетки из теста.
В странах Восточной Европы были популярны большие картины из теста.
У славянских народов такие картины не раскрашивались и имели обычный
для выпечки цвет, что считалось очень привлекательным. В России на
Рождество в Вологодской, Архангельской губерниях пекли из пшеничного
теста «коровок», «бычков», «петушков», «свинок» в знак того, чтобы на дворе
было побольше животинки. Эти печенья дарили родным, соседям, украшали
окна. Чтобы сохранить их от насекомых и поедания их мышами, в тесто
добавляли большое количество соли – так возникло соленое тесто. Игрушки
из соленого теста в старину служили оберегами. В рождественский сочельник
их лепили всей семьей, сушили в печи, после чего выставляли к окну на
всеобщее обозрения и, главное, для того, чтобы увидела Богородица и одарила
всех домочадцев удачей и здоровьем. Затем игрушки раздаривали родным и
знакомым с добрыми пожеланиями. Приговаривали: «Пусть в вашем доме
всегда хлеб-соль водится, никогда не переводится». Эту традицию на русском
севере сохраняют по сей день. Под Новый год нужно испечь фигурки для
подарков и обязательно одну мукосольку – хлебосольку оставить себе.
Во время Первой и Второй мировых войн секрет изготовления
соленого теста был утерян, поскольку не хватало материала. В
наше время эта древняя традиция возрождается. В последние
годы лепка из соленого теста вызывает большой интерес.
Сейчас ценятся экологически чистые изделия, особенно,
сделанные своими руками.
Соленое тесто очень эластично, его легко обрабатывать,
изделия из него долговечны, а работа с ним доставляет
удовольствие!
Материалы и оборудование
соленое тесто с добавлением красок,
картон,
стеки или пластмассовые ножи,
баночки с водой, кисточки, миска,
клей ПВА,
блестки, пайетки, бусины, бисер,
деревянные зубочистки,
салфетки влажные и сухие,
валики для раскатывания теста,
мука, вода, соль, крем детский.
Технологический процесс
Тесто – доступный всем, дешевый и легкий в
освоении материал. Его можно заготовить впрок
и хранить в холодильнике. Его можно
окрашивать после того, как изделие высохло, а
можно добавлять краски при замешивании. Или
же в уже замешанное тесто добавить несколько
капель гуаши или масляной краски,
вымешивать его до тех пор, пока не исчезнут
«мраморные» разводы и тесто станет
однородным.
Для большей эластичности в тесто можно
добавить 1-2 капли подсолнечного масла или
любого крема.
РАСКРАШИВАНИЕ ИЗДЕЛИЯ
Наносить рисунок на изделие из соленого теста
можно с помощью различных подручных средств.
Их необходимо всегда иметь под рукой. Это могут
быть такие предметы : расческа, зубочистка,
колпачок от шариковой ручки, старый стержень от
шариковой ручки, чесноковыжималка, формочки
для выпечки печенья, насадки для кулинарного
шприца, красивые пуговицы, бисер, цепочки,
нитки, камешки и
Крупные изделия необходимо делать, прибегая к
помощи каркаса. Им могут служить различные
проволоки, фольга, а также различные коробочки,
баночки, стаканчики.
Чтобы изделия из теста стали прочными, их нужно
высушить на свежем воздухе или обжечь в
духовке. Обжиг надо проводить при не очень
высокой температуре, иначе изделия могут
обгореть, выпучиться или изменить цвет. Время
обжига в зависимости от толщины изделия – 30-60
минут.
Сушка изделия
На батарее или на солнце изделия высохнут
примерно через неделю. Но для этого надо,
чтобы изделия не были очень крупными, иначе
время их сушки будет значительно дольше.
После сушки изделия из соленого теста можно
раскрашивать и лакировать. Для раскраски
можно взять акриловые краски, но лучше всего
использовать художественную гуашь, в которую
добавлено немного клея ПВА. После высыхания
эта смесь слегка блестит и не пачкает руки.
Для лакировки можно взять акриловый лак. Он
водорастворим, нетоксичен и сохнет 6-8 часов.
Практическая значимость проведенного исследования
При выполнении своего творческого проекта я
познакомилась с историей возникновения техники
«соленое тесто ». Сэкономила семейный бюджет,
так как такие подковы в магазине стоят в
несколько раза дороже. Полученные знания мне
пригодятся в дальнейшей жизни, я смогу украсить
интерьер квартиры декоративными изделиями.
Экологическая оценка изделия.
Для любого изделия, сделанного своими
руками необходима экологическая оценка.
Экологичность материала данного изделия
высокая.
Используемый материал разрешен к
применению. Вырабатывается из натуральных
продуктов растительного происхождения.
Утилизируя можно применить как удобрение ,
размочив изделие в воде.
Оценка работы.
Удалось ли мне решить проблему? Изделие изготовлено аккуратно и
качественно. Изготовленная мною рамочка понравилась моей сестренке. Она
хорошо вписалась в интерьер комнаты и сделала её более уютной.
Положительные стороны:
— цель достигнута
— материалы общедоступны
— технология изготовления посильна
— дизайн соответствует назначению
— стоимость изделия невысокая
— изделие имеет художественную ценность
А ещё я хочу сказать, что рукоделие – это увлекательный мир, который
может принести радость. Этой работой могут увлекаться не только девочки, но
и мальчики. При освоении рукоделия вырабатываются такие качества как
усидчивость, внимательность, аккуратность.
Выводы
Я открыла для себя, что работа с соленым тестом это увлекательное
занятие, которое развивает художественный вкус, творческие
способности, воображение и фантазию.
Занятия с тестом оставляют приятные ощущения и позволяют
расслабиться.
Настроение улучшается!
ЛИТЕРАТУРА:
Дашкевич Е.В. «Лепим из солёного теста», СанктПетербург, «Кристалл» 2000г.
Кискальт Т.И. «Солёное тесто», М.Профиздаг, 2002г.
Кискальт Т.И. «Увлекательное моделирование», Ярославль,
«ACT-ПРЕСС», 2001г.
Кутняя Н. И. «Из истории русского народного костюма»,
Омск, «Заподно-Сибирское книжное издательство», 1983г.
Лейнберг АТЗ., школьная энциклопедия «Искусство XVXVIbb. М, «Детская литература», 2000г
Фролова Е.С. «Забытое ремесло», М, «ACT-ПРЕСС», 2000г.
Яковлев СТ., журнал «Сделай сам» (искусство инков), М,
«Знание», апрель 1992г.
Позже их стали делать из пшеничной муки, добавляя пережженный сахар.
РАЗНОВИДНОСТИ КОЗУЛЬ
Холмогорские объёмные, напоминающие глиняные фигурки, козули.
Они описаны исследователями как пряники из черного теста, которые имели сложные формы:
«Из теста вылеплена фигура на четырех ногах, голова, куст рогов ветвистых,
на рогах яблоки, на яблоках птички, вернее, крылышки птичек, сделанные из белого теста».
В изготовлении холмогорская козуля является самой сложной среди всех видов лепных козуль,
видимо, это послужило причиной постепенного ее исчезновения.
КАРГОПОЛЬСКИЕ
Каргопольские козули -тетёрки в виде волн, петель, спиралей, решеток, кругов, растений. Орнамент “тетерок” имеет древнюю символику солнца — все они представляют собой круг размером со столовую тарелку.
Круг состоит из кружочка-солнышка, а заканчивается обычно тремя большими кругами — ободами.
«Решётка» – пожелание плодородия. Дерево – символ долгой жизни. “Звезда” похожа на ромб – была символом солнца, знаком плодородия, добра, счастья, полной жизни.
«Ромб» с отростками символизировал возрождающуюся жизнь. Центральная часть, которая и дает название узору, может состоять из кружочков — “колечушек”, “восьмерушек”, “большого креста”, “солнышка” и обегающих вокруг “коников”.
МЕЗЕНСКИЕ
Мезенские козули -тетёры, в основном, в виде птиц и животных, заплетенных из ржаных жгутов.
Чаще всего лепили оленей, которые в зависимости от формы рожек имели разное смысловое значение.
Были олени дружбы, здоровья и долголетия, духовные защитники, олени любви и тепла.
АРХАНГЕЛЬСКИЕ
Архангельские козули-пряники появились в 18 веке,
когда поморам стали доступны пряности и,в первую очередь, гвоздика.
Тогда же в России стал доступным по цене сахар -его стали производить из свеклы.
Поэтому вырезные козули стали украшаться глазурью.
КОЗУЛИ, ТЕТЕРКИ — ОБРЯДОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ХОЛМОГОРСКИЕ, АРХАНГЕЛЬСКИЕ, МЕЗЕНСКИЕ КОЗУЛИ ПЕКЛИ к РОЖДЕСТВУ. Образ козули был связан завершением с завершением сбора урожая– с осенним Новым годом. Позже эта традиция была перенесена на зимнее Рождество. Их ставили рядом с иконами и хранили целый год для оберега от злых сил. КАРГОПОЛЬСКИЕ ТЕТЕРКИ И МЕЗЕНСКИЕ ТЕТЕРЫ ПЕКЛИ К ВЕСЕННЕМУ РАВНОДЕНСТВИЮ. Они имели то же значение, что и жаворонки из теста, выпекавшиеся в южных и центральных районах России, которыми отмечают праздник «Сороки»
Эта история вроде бы и смешная – в самом деле, охранник, которому доверили охранять картины, взял да и пририсовал к фигурам на холсте глаза! Вроде бы даже весело, но сквозит в этом веселье какая-то трагедия. Трагедия судьбы, трагедия человека, который оказался не на том месте, потому что никакого места для него в мире нет.
Начать хотя бы с того, как этот инцидент освещали в средствах массовой информации. Формулировка везде звучала так: «Охранник пририсовал глаза к картине ученицы Малевича». Будто кроме Малевича и художников нет, если Малевича не упомянуть, то и новость то никто читать не станет. А между тем, глаза появились на картине художницы Анны Лепорской «Три фигуры». И, надо сказать, что Лепорская и без Малевича – художница, достойная внимания и узнавания.
Ученицей Малевича она, безусловно, была, и это видно невооруженным глазом – та же картина «Три фигуры» укладывается в изобразительный ряд, где и «Женщина с граблями», и «На сенокосе», и «Девушки в поле». Это, однако, не значит, что близкой к Малевичу стилистикой исчерпывается творчество Лепорской. Можно вспомнить ее весьма самобытную работу «Группы ПВО на Фонтанке» 1942 года. Всю войну Анна Лепорская провела в Ленинграде, где продолжала писать картины и работать на заводе, получая сопутствующие времени и обстоятельствам травмы и заболевания – обморожение, дистрофию, цингу. Замечательная воздушная и будто бесконечная акварель Лепорской «Облако над холмами», которая перекликается с росписью сервиза ее же авторства «Снопы». Вообще Лепорская вполне реализовалась именно как художник Ленинградского фарфорового завода, где создала потрясающие произведения росписи по фарфору и дизайна самих сервизов. Все это я так долго описываю для того, чтобы дать понять: Лепорская – выдающийся русский художник, а не просто «ученица Малевича».
И вот ее работу «Три фигуры», принадлежащую собранию Третьяковской галереи, выставили в екатеринбургском «Ельцин Центре». Любой, кто знаком с историей России, скажет: хорошее место именем Ельцина не назовут, и картины туда возить незачем. Тем не менее, выставка «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства», посвященная, разумеется творчеству Казимира Малевича, прошла с успехом. Для всех, кроме одной работы Анны Лепорской.
7 декабря прошлого года сотрудник частного охранного предприятия заступил на службу, это был его первый рабочий день. В какой-то момент смены охраннику стало скучно, он взял сувенирную ручку «Ельцин Центра», подошел к картине «Три фигуры» и двум фигурам подрисовал глаза. На следующий день охранник уволился, заперся дома и долгое время ни с кем не разговаривал.
С картиной, скорее всего, все будет в порядке. Чернила от шариковой ручки проникли в слой титановых белил, но как утверждают эксперты Третьяковской галереи, картину полностью восстановят за 250 000 руб., благо застрахована она на 75 млн.
Картина спасена, но погублена жизнь охранника. Не то чтобы его хотелось защитить, но его действия хотелось бы осмыслить.
По оценкам на весну 2021 года, в России около 700 000 человек имели лицензию для оказания охранных услуг. Но, видимо, в 20 000 действующих охранных предприятий лицензии распределены не подушево. Вряд ли такая лицензия есть у каждого охранника. И это приводит уже к другой оценке – охранников в России больше двух миллионов.
А кто такой охранник? Это человек, который, скажем прямо, напряженной деятельностью не обременен. Даже охранник, работающий на транспорте. Помню, пару лет назад в переполненной электричке буянил выпивший и крайне неуравновешенный великан. Пассажиры обратились к проходящему и пребывающему на службе охраннику. «А я не полицейский, я ничего сделать не могу», – честно ответил охранник.
На 90% работа охранника – это разновидность пособия. Человек получает деньги просто потому, что обществу необходимо куда-то пристроить два миллиона здоровых мужчин, которые ничего не умеют делать. Раздавать небольшие суммы просто так – опасно, грозит деградацией. А служба в охране все-таки предполагает, что человек должен прийти на работу. Одетым, здоровым, трезвым, чистым. Это поддержание человека на уровне и необременительное его финансирование.
Неудивительно, что человек, работающий охранником, испытывает некоторый дефицит самореализации. А если этот человек оказывается посреди произведений искусства? Ведь произведения искусства – это вершина деятельности человека, пик реализации творческой потенции. И вот сидит охранник, а вокруг него все только прекрасное и утонченное. Удивительно ли, что он хочет этим причаститься? Стать элементом этого легкого, но насыщенного, этого красивого, но строгого, этого осмысленного и чувственного мира искусства? Это вполне естественно. И тогда охранник решил принять участие в создании картины, стать равным творцу, и даже превзойти его – ведь он дополнил уже существующую, готовую и признанную классикой картину. У фигур на картине Лепорской не было глаз, теперь они есть.
Стремление человека творить имманентно его природе. Это неотъемлемая часть самой человеческой сущности. Более того это его – человека – функция, ведь он создан по образу и подобию божию, то есть по образу творца. Другой вопрос, что функция общества в том числе состоит и в том, чтобы защищать уже созданное от тех, кто хочет его улучшить. Общество научилось выставлять в галереях картины и даже научилось охранять эти картины с помощью миллионов охранников. Осталось только научиться охранять картины от этих охранников. Возможно, тем, кто охраняет искусство, помимо зарплаты и чистой одежды еще нужны занятия арт-терапией. Чтобы снимать стресс, зуд и желание дорисовать глаза там, где их быть не должно.
Автор выражает личное мнение, которое может не совпадать с позицией редакции.
Солёное тесто. Лепка из солёного теста.Добрый день! Расскажу немного про соленое тесто и покажу некоторые свои работы . Это увлекательное занятие, хорошо подходит для работы с детьми, подарок и оберег своими руками.Тесто — удивительно пластичный материал для лепки различных фигур и композиций: нежный, мягкий. В отличие от обычного пластилина, тесто не пачкает руки. При правильном замесе соленое тесто не крошится, не трескается, сохраняется достаточно длительное время. Хотя следует отметить, что тесто — материал достаточно хрупкий при небрежном обращении.Издавна известны пластические свойства соленого теста. Наши прабабушки лепили из него фигурки различных птиц и животных, так называемых «жаворонков», с которыми встречали весну, баранки, пряничные «козули», которыми одаривали своих друзей и родственников под Новый год и на Рождество, ко дню рождения в знак любви и уважения. Изделия из теста использовались как детские игрушки.Но прежде чем превратиться в детские игрушки, фигурки из теста имели обрядовое значение. Издавна известны обряды, связанные с зерном и хлебом, традиционные для народов России.
Вам может понравиться
Ту́льский пря́ник — региональная разновидность печатного пряника, самый известный вид русских пряников.
Как правило, тульский пряник имеет вид прямоугольной плитки или плоской фигуры, глазированной сверху. Сейчас чаще всего содержит начинку из повидла или сгущённого молока.
ИсторияПравить
Тульский пряник фабричного производства
Предшественник тульского пряника известен с XIII столетия. В Европе сладость дарили на Рождество, а готовили из медового теста с миндалем, пряностями, цитроном и сахарной глазурью.
Первое письменное упоминание о тульском прянике датировано 1685 годом, но, по словам историков, на Руси эта сладость появилась примерно на век раньше. Пряники тогда делали почти во всех русских городах и деревнях.
Однако именно в Туле процесс довели до совершенства и практически возвели в искусство. Десерт пользовался популярностью, сладости продавали на любой вкус: заварные, медовые, сливочные, фруктовые, мятные и даже горчичные.
Формы для выпекания пряников изготавливали из деревянных дощечек, их вырезали из липы груши или берёзы, а затем сушили и вырезали на них узор в зеркальном отражении.
Тесто погружали в форму и спрессовывали, пока не получали отпечаток орнамента — до сих пор пряники с узорами называются печатными. На них изображали местные достопримечательности, зарисовки из жизни. У каждого кондитера были свои пряничные формы, и знающий человек мог узнать мастера, просто взглянув на товар.
Самым знаменитым пряничником Тульской губернии был купец Василий Гречихин: его ценили и в России, и за рубежом. Он представил двухпудовый пряник собственного производства на Всемирной выставке в Париже 1889 года — и получил Гран-при. А через 11 лет, снова приехав во Францию на выставку, организовал торговлю сладостями недалеко от Эйфелевой башни — в павильоне, целиком сделанном из пряников. К 300-летию дома Романовых купец выпустил лакомства, каждое из которых упаковал в сундук с замочком. А позже на его фабрике сделали пряник с изображением карты Тулы.
Мастера-пряничники хранили рецепты в тайне и передавали по наследству. Одним из секретов Тульских мастеров было то, что при взвешивании продуктов для приготовления пряника они не пользовались гирями, заменяя их разновесами (камешками и кусочками железа), которые тоже прятали в укромных местах. Поэтому о рецептах самых популярных и вкусных пряников знали очень немногие.
И именно поэтому в начале XX века пряничное производство было под угрозой уничтожения: после революции мастера либо уехали за границу, либо были репрессированы. Уникальные традиции тульских пекарей, казалось, были потеряны навсегда.
Сохранилась легенда, что возродить традиции в 1930-х годах помог Степан Савостьянов — бывший подмастерье «пряничных» купцов Гречихиных. Мальчишкой, в один праздничный день Степан прокрался в мастерскую хозяина и взвесил все его тайные «разновесы». Так, фактически полулегальным путем, до наших дней дошел один рецепт тульских пряников — всего один рецепт из многих.
Современное производство пряников в Туле возобновилось с 1954 года. В августе этого же года в Москве вновь открывалась Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ), которая позже станет ВДНХ. К открытию этой выставки перед тульской пищевой промышленностью была поставлена задача наладить выпуск тульских пряников. Руководитель управления промышленности продовольственных товаров Тульского облисполкома Иван Лукич Давыдов в течение короткого времени нашёл ещё живых, но уже довольно пожилых людей, которые до этого занимались выпечкой пряников. Было восстановлено оборудование для выпечки, найдены старинные рецепты, на тульском оружейном заводе изготовлены деревянные формы и началось пробное производство. Первые пряники у пекарей не получились, а потом уже, примерно через полгода, стали удачными. Когда испекли первую партию доброкачественных пряников, повезли их в Москву и отдали на пробу министру промышленности продовольственных товаров СССР Василию Петровичу Зотову. Тот передал их Анастасу Ивановичу Микояну, в ту пору работавшему заместителем председателя Совета министров СССР.
А. И. Микоян, в свою очередь, передал часть пряников на дегустацию руководству страны: Н. С. Хрущёву (Первый секретарь ЦК КПСС) и главе Правительства СССР Г. М. Маленкову. Оценка работы тульских мастеров была наивысшей. Во-первых, пряники не черствели очень долгое время, во-вторых, они, если взять пряник за один конец, выгибались, но не ломались. Очень вкусной была и начинка. Вишневое, черносмородиновое, малиновое, сливовое варенье было первоклассным. От руководства СССР была получена благодарность и дано указание в ближайшее время наладить серийное производство пряников. Для этого постановлением Совета министров СССР Тульской области дополнительно было выделено из госрезерва необходимое количество муки и сливочного масла высшего сорта. С тех пор возродилась выпечка тульских пряников, и они продолжают оставаться визитной карточкой города-героя и всего Тульского края.
Тульские пряники — прямоугольной формы, примерные размеры (в мм) 140 X 70 х 18, с начинкой из варенья; разрешалось варенье заменять джемом высшего сорта. Поверхность глазированная, на поверхности имеется надпись «Тульский». Изготовлялись из муки 1-го сорта, без патоки, с добавлением сливочного масла и натурального мёда. Ароматизировались эссенцией. Выпускались в продажу весовыми и штучными. ГОСТ 1954 г.
В настоящее время тульские пряники изготавливаются на тульских фабриках «Тульский пряник заводской»,»Старая Тула», «Ясная Поляна», «Медовые традиции», в частных пекарнях ИП Полякова, «Купец Шехватов», «Тулячка», а также рядом более мелких производителей.
Самый большой тульский пряник был изготовлен и внесен в Реестр рекордов России 19 сентября 2019 года. Его вес составил 117 килограммов, длина 1,8 м, ширина 1,18 м, высота 0,07 м. Рекорд установила тульская кондитерская фабрика «Медовые традиции».
СсылкиПравить
ТОС + администрация = результат
«Я давно мечтала о своей творческой мастерской. Даже, когда ещё в школе работала учителем. Но всё не решалась, пока меня не позвала работать в ДК директор Ольга Шулекина, – рассказывает руководитель мастерской «Хлеб да соль», Надежда Ландичева. – И вот уже третий год мы с детьми делаем поделки, сувениры, панно, которые стали отмечать на областных выставках. Но мне хотелось идти дальше».
Но чтобы пойти дальше, одного желания мало. Особенно если в твоем распоряжении аварийное помещение, в котором точно не до большого искусства.
«Чтобы попасть к моему рабочему месту, сотрудники заходили боком, по краешку обходя провал, – рассказывает директор ГДК Ольга Шулекина. – И когда нам сотрудники городской администрации сказали, что есть возможность вместе с нашим ТОСом реализовать мечту Нади, мы тут же принялись за дело».
Ольга и Надежда взялись за ручки, карандаши, фломастеры, отобразив на бумаге все свои «хотелки», вплоть до орнамента на занавесках. После девчата, советуясь со специалистами городской администрации, написали концепцию своего проекта и выдвинули свою работу на конкурс «Лучшая муниципальная практика развития территорий территориального общественного самоуправления». Звучит пугающее, но конкурс работает. Теперь вместо «убежища» с дырой в полу есть тёплая уютная творческая мастерская с кухней и даже отдельный кабинет директора.
Подчеркнем, что все это стало возможно благодаря общей работе сотрудников ГДК № 2 и активистов ТОСа «МКД 23, 25, 27, 31, 41 по улице Садовая». Другими словами, новая мастерская по тестопластике – это не только культурное событие для города, но и общественное.
Давно забытое старое
Тестопластика и в самом деле очень древнее ремесло. Не зря говорится: всё хорошее – давно забытое старое. Известно, что подобное творчество зародилось ещё в Древнем Египте. Именно тогда жители страны лепили фигуры из теста в виде животных и птиц для жертвоприношения богам. Спустя много веков уже китайские мастера начали делать марионетки для театра, а в некоторых европейских странах данный материал использовали для ёлочных украшений. Народы Крайнего Севера славились изготовлением оберегов и талисманов из муки и соли, их называли мукосольки, которые дарили родственникам и друзьям с пожеланиями достатка и счастья.
Наши предки вообще трепетно относились к изделиям из муки и даже наделяли их волшебными свойствами, используя для проведения ритуалов. А вот что касается нашей страны, то в военные и послевоенные годы из-за дефицита продуктов, в том числе и муки, творчество утратило свой смысл.
Вновь тестопластика обрела популярность лишь несколько десятилетий назад, рецепты массы для лепки благодаря широкому выбору компонентов стали совершенствоваться и дополняться ингредиентами.
Бренд? «Хлеб да соль» готовы!
«Мы с сестрёнками после основных занятий – танцев и хора – идём заниматься тестом. На самом деле это очень полезное занятие, которое позволяет отвлечься от грустных мыслей, – рассказывает юный вокалист хорового коллектива ДК Женя. – В этом деле всё очень просто: фантазия и желание. Мы перед Новым годом столько имбирных пряников напекли для подарков друзьям!»
Преподаватель кружка по тестопластике Надежда Ландичева проводит не только занятия с детишками, но и организует мастер-классы по лепке из солёного теста и изготовление печенья из козульного теста для всех желающих. А от последних, отметим, отбоя нет. Ведь процесс лепки очень увлекательный. Это подтвердила и глава городской администрации Нина Козлова.
«Прибыв на открытие мастерской, мне предложили своими руками слепить пряник. К этой идее я, конечно, отнеслась с некоторой настороженностью. Но, очутившись в мастерской, где уже сама атмосфера располагает к творчеству, я буквально за полчаса изготовила чудесного имбирного снеговика. Поэтому всем козельчанам и гостям нашего города советую соприкоснуться с этим древним ремеслом и своими руками сотворить красивый и вкусный сувенир хоть из солёного теста, хоть из имбирного», – порекомендовала Нина Сергеевна.
Надежда Ландичева и Ольга Шулекина не стоят на месте – хотят в новую мастерскую приглашать туристов, чтобы они собственноручно слепили, запекли, раскрасили и забрали свой сувенир с собой. Благо, что в мастерской есть для этого все условия.
Фантазия детей и преподавателя безгранична, а материал, с которым они работают, безопасно: солёное тесто – самое экологически чистое и дешёвое. К тому же тестопластика у самых маленьких мастеров развивает речь и мелкую моторику, приучает к аккуратности и усидчивости.
«Ещё один немаловажный момент: такое необычное творчество сближает и объединяет детей и их родителей за интересным делом, которое при желании можно превратить в развлекательно-познавательную игру. Поэтому если к нам на мастер-класс придёт целая семья, то мы будем только рады», – говорит руководитель кружка Надежда Ландичева.
В этой статье мы расскажем о пути, который прошли шахматы, прежде чем попасть в список мировых видов спорта и на наши столы в гостиной. Вы узнаете, кто и когда придумал шахматы, сколько им лет, в какой стране они впервые появились. Мы также расскажем об аналогах этой игры в Китае, Японии и Арабском халифате, а также о первых турнирах и чемпионах мира по шахматам.
История происхождения шахмат
Шахматы не появились в жизни людей такими, какими мы их знаем сейчас. Их древний предок — индийская игра чатуранга — лишь отдаленно напоминал современную игру. Сложно сказать, в каком точно году придумали эти шахматы. Историки полагают, что примерно в 600-м н. э.
В чатуранге были похожие фигуры: раджа играл ту же роль, что и король, конь и колесница (она же ладья) ходили так же, как и сейчас. Зато советник, или ферзь, мог передвигаться только на одну клетку по диагонали. Был в чатуранге и слон. В отличие от современного, его внешний вид полностью отражал название. Только вот описать, как именно ходила эта фигура, трудно: слишком много версий.
Еще одно важное отличие чатуранги от известных нам шахмат — это правила. Во-первых, играли в нее вчетвером. И на доске для игры расставляли не черных и белых, а черных, желтых, красных и зеленых. Во-вторых, за ходы в игре соперники не отвечали: все решала фортуна. Иными словами — результат броска кости.
Существует несколько преданий о том, каким образом индийский народ придумал шахматы. По одному из них, во дворец к радже пришел шах и принес с собой деревянные фигурки. Раджа был возмущен, ведь обычно ему приносили золото. И тогда шах ответил, что в данном случае мудрость и есть золото. Эта история объясняет и современное название игры — шахматы. Когда раджа угрожал королю, он говорил: «Шах!», что в переводе с персидского и означает «Король!». А когда он побеждал короля, то кричал: «Шах мат!», или «Поражение королю!». Отсюда и возникло название игры, к которому мы привыкли.
Практикующий детский психолог Екатерина МурашоваБесплатный курс для современных мам и пап от Екатерины Мурашовой. Запишитесь и участвуйте в розыгрыше 8 уроков
Как шахматы распространялись по миру
Из Индии древний прообраз шахмат перекочевал в Персию, когда индийский народ подарил эту игру персидскому царю в VI веке. Позже, когда Персию завоевали арабы, они переняли и чатурангу. Только называли ее теперь «шатрандж» — так было проще произносить. Это еще один вариант того, как раньше назывались шахматы.
Фигуры в новых шахматах арабов стали более абстрактными. Это было связано с тем, что мусульманство запрещало реалистичные образы животных, т. к. считало это идолопоклонничеством. Правила пока мало напоминали современные. Ферзь был слабейшей фигурой и мог ходить на одну клетку по диагонали. Слон — тоже только по диагонали и через одно поле. Пешка же двигалась на одну клетку вперед, а когда достигала последней горизонтали, могла превратиться только в ферзя.
Интересный факт о шахматах ♟️Прообразом пешек была пехота. А пешие воины всегда сражались с щитами в руках. Чтобы попасть по врагу, пехотинец должен был целиться наискосок — в щель между стеной щитов. Отсюда и появилось правило, по которому пешка съедает фигуры по диагонали.
Шахматы в Азии
В странах Восточной Азии тоже были свои прототипы шахмат. Некоторые из азиатских стран до сих пор считают, что именно они были тем местом, где изобрели шахматы. Например, в Китае играли (и играют до сих пор) в местный аналог — сянци. Главная цель у этой игры та же, что и в чатуранге, — поставить короля в беззащитное положение и обезвредить. Из отличий больше всего в глаза бросается расположение фигур на доске. В сянци их расставляют не на квадратах, а на пересечениях линий. Центральная горизонталь доски символизирует реку и на поля не делится.
В Японии тоже есть свой вариант шахмат — сёги. Сначала эта игра была ничем не похожа на европейские шахматы. Играли в нее на доске 9×9, а по бокам от короля вместо слонов стояли золотые генералы. Пешки могли брать фигуры при ходе на одну клетку вперед, а не по диагонали. При этом фигуры, которые взял игрок, он мог использовать сам. Со временем игра в сёги менялась. В одной из ее версий доска увеличилась в размерах до 15×15. Среди фигур появились современные слон, ладья и ферзь. Этот вариант шахмат назывался «дай сёги». Позже у игры появилась еще пара аналогов — чу сёги и шо сёги. Но ни один из них так и не стал настолько популярным, как классические сёги.
Шахматы в Европе
После того как арабы принесли шатрандж в Испанию, прообраз шахмат распространился по западу Европы. Там игру называли шахматами Тимура, или шахматами Тамерлана, в честь эмира Тимура, самого известного завоевателя и полководца в истории Средней Азии. Играть в европейские шахматы было сложнее, чем в их индийского предка. Одной из особенностей этой игры было то, что каждая пешка могла превратиться только в определенную фигуру.
К середине XIII века игра в европейские шахматы стала популярным занятием среди населения. Настолько, что в них начали играть на деньги. Тогда французский герцог Людовик IX издал указ, который запрещал азартные игры — в том числе и шахматные. Осуждали их и другие правители, например король Англии Генрих III и архиепископ Кентерберийский Джон Пэкхэм. Но вскоре население, включая дворянство, начало пренебрегать этим указом и продолжило играть в шахматы.
Важную роль в распространении шахмат на территории Европы сыграли викинги. Эта игра упоминается сразу в нескольких древних произведениях, которые повествуют об истории скандинавских мореходов. С ними связан и один из самых известных шахматных комплектов: набор из 78 фигур с острова Льюис, которые были вырезаны из моржовых бивней и китовых зубов.
Интересный факт о шахматах ♟️Первую складную доску для шахмат изобрел священник в 1125 году. Тогда церковь запрещала священнослужителям играть в азартные игры. Но играть хотелось, поэтому он пошел на хитрость: придумал доску, которая выглядела бы как корешки книг на полке. Так он и прятал свой шахматный набор.
Шахматы в России
В русской истории шахматы впервые упоминаются в XIII веке, хотя есть находки, которые говорят об их более раннем появлении — в XI–XII веках. Эта игра не упоминается в летописях, т. к. их писали священнослужители, а православная церковь осуждала любые азартные игры. Запрет на шахматы отразили и в «Домострое» протопопа Сильвестра, и в решении Стоглавого собора. И хотя официально играть в шахматы запрещалось, население запрет игнорировало: о том, как распространена была эта игра, писали многие иностранные путешественники XVI века.
Как возникли современные шахматы
В XV веке шахматы стали такими, какими мы их знаем сейчас. В какой точке мира это произошло, трудно сказать до сих пор. По одной из версий — в Италии. Шахматы приобрели новый вид благодаря двум изменениям в правилах игры:
Это в корне изменило шахматы. Теперь игра стала быстрее, а провести мощную атаку и даже поставить мат можно было уже на первых ходах. Так начали развиваться дебюты. В то же время изменилась и механика пешки. Если раньше она превращалась в самую слабую фигуру, то теперь, став ферзем, могла принести резкий перевес сил на шахматной доске.
Интересный факт о шахматах ♟️Раньше правила не запрещали черным ходить первыми. Это дополнение ввели только в XIX веке.
Шахматы с новыми правилами сперва вытеснили предка из Италии и Испании, а после распространились по всей Европе. В XVI веке в современные шахматы играли в Англии, в XVII — в Германии и Франции. Игра по обновленным правилам быстро стала популярной при английских и французских королевских дворах, появились первые знаменитые шахматисты, начали печатать учебники по шахматам. Игра проникла и в искусство: в 1624 году в театре «Глобус» Томас Мидлтон поставил пьесу «Шахматная партия», в которой героями были шахматные фигуры. Так шахматы перестали быть просто игрой и стали чем-то большим для людей всего мира.
Внешний вид шахмат
История шахмат насчитывает более полутора тысяч лет, и вид фигур за их долгую жизнь много раз менялся. В XIX веке, когда уже стало ясно, что люди воспринимают шахматы как спорт и как развлечение, было решено привести фигуры к единому виду. Если раньше люди могли играть самыми разными фигурами, то теперь все они стали выглядеть одинаково — так, какими мы их видим сейчас.
Первый комплект фигур нового образца выпустила компания Джона Жаке. В создании его дизайна участвовал Говард Стаунтон, один из самых сильных шахматистов того времени. Новый комплект назвали его именем — шахматы «Стаунтон» — и начали считать стандартом фигур по всему миру. Таковым он и остался до нашего времени.
Инвентарь для шахмат
Следом за новыми фигурами в жизни шахматистов появились и специальные шахматные часы. Их задачей стал отсчет времени, которое игрок мог потратить на обдумывание ходов. И если раньше шахматисты могли просидеть за партией все 12 часов, то теперь игры стали гораздо быстрее и не такими утомительными.
Все началось с песочных часов, которые игроки просто переворачивали, когда передавали ход сопернику. Затем, в начале XX века, появились механические (или аналоговые) часы. От обычных они отличались двойными циферблатами с красными флажками, которые одновременно отмеряли время для каждого из соперников. Остановить и запустить время можно было нажатием кнопки.
Современные электронные часы, внешне похожие на аналоговые, появились в начале 90-х. Красного флажка, который падал и этим сообщал об истекшем времени, в них уже не было. Зато появились другие функции: подсчет ходов игрока, отложенный старт и многие другие. Городом, где создали первые часы для шахмат, стал Киев.
Бесплатные занятия по английскому с носителем Занимайтесь по 15 минут в день. Осваивайте английскую грамматику и лексику. Сделайте язык частью жизни.
Как шахматы стали мировым достоянием
Трудно сказать, что в XVII веке шахматы развивались стремительно. В это время появлялись мастера, шахматные кафе, выходили учебные материалы о новых правилах. Но практически по всему свету шахматы распространились в XVIII веке. Все началось с книги «Анализ игры в шахматы» Франсуа-Андре Филидора, которую он опубликовал в 1749 году. В ней мастер шахмат рассказал о новых идеях в дебюте и защите, которую до сих пор так и называют — защита Филидора. В этой книге мир впервые прочел знаменитое «Пешка — душа шахмат».
С этого момента популярность шахмат начала расти. Матчи между мастерами шахмат из разных стран проходили все чаще. Сильнее всего шахматную игру популяризировал знаменитый матч между Луи Лабурдонне и Александром Макдоннеллом в 1831 году. В его рамках состоялось больше 80 партий. Позже, в 1836 году, Лабурдонне начал издавать первый шахматный журнал — Le Palamède. Следом за ним стали выпускать и другие: Chess Player’s Chronicle в Англии и Deutsche Schachzeitung в Германии.
В то же время шахматисты начали объединяться вокруг своего увлечения игрой и создавать клубы. Первой в истории стала «Берлинская плеяда» — шахматный кружок, в который входили семеро шахматистов. В России же первый клуб — Петербургское общество любителей шахматной игры — открылся через 10 лет после «Берлинской плеяды».
В каком году появились первые турниры по шахматам
1851 год стал еще одним важным рубежом в истории шахмат. Именно тогда в Лондоне состоялся первый в мире шахматный турнир, в котором участвовали 16 игроков. После этого такие состязания проходили все чаще. Уже в 1857 году состоялся первый Американский шахматный конгресс, который подарил известность Полу Морфи, шахматисту с ярким атакующим стилем. Он не стеснялся жертвовать фигуры и играть агрессивно — это выглядело захватывающе и нравилось публике. Атакующий стиль игры помог Полу победить многих сильных шахматистов и подарил ему статус гения.
Позже на смену агрессивной игре пришла позиционная. В мир шахмат ее принес Вильгельм Стейниц, следующая яркая звезда после Морфи. Он критиковал зрелищный атакующий стиль и предпочитал расчетливую игру. Стейниц в отличие от Морфи больше полагался на защиту: он старался укреплять позиции, маневрировать и добиваться материального преимущества на доске. В этом ему не было равных: к 1886 году Стейниц стал первым чемпионом мира по шахматам. Этот титул он сохранял следующие 8 лет, пока его не победил новый чемпион — Эммануил Ласкер. Об этих и других гроссмейстерах с мировым именем мы уже писали в статье «Все чемпионы мира по шахматам».
Интересный факт о шахматах ♟️В 1970 году прошла настоящая шахматная партия между космосом и Землей. Ее сыграли летчики космического корабля «Союз-9» против коллег на Земле. Ходы передавали по радио.
Чемпионы мира по шахматам
С 1927 года слава страны лучших шахматистов в мире перешла к Советскому Союзу, а после ее унаследовала Россия. Ведь с этого года вплоть до 2006-го чемпионами мира по очереди становились 9 отечественных шахматистов. Это были Александр Алехин, Михаил Ботвинник, Василий Смыслов, Михаил Таль, Тигран Петросян, Борис Спасский, Анатолий Карпов, Гарри Каспаров и Владимир Крамник.
Эту цепочку советских побед нарушили лишь двое чемпионов. В 1935 году голландский шахматист Макс Эйве победил Алехина и перенял у него титул. Следующим был Бобби Фишер: он обыграл Спасского в 1972 году и пробыл чемпионом мира по шахматам следующие 3 года, пока не передал этот пост Анатолию Карпову в 1975-м.
Сегодня статус чемпиона мира по шахматам принадлежит Магнусу Карлсену, норвежскому гроссмейстеру. Он завоевал это звание в 2013 году после победы над 15-м чемпионом Вишванатаном Анандом и с тех пор считается лучшим шахматистом мира. Ему же принадлежит и рекорд в шахматном рейтинге — 2 889 баллов Эло.
Интересный факт о шахматах ♟️Магнус Карлсен не только великий шахматист, но и активный общественный деятель. В 2019 году он записал социальное видео против расизма, в котором черная фигура сделала ход первой и открыла партию.
Шахматы — одна из древнейших игр в мире. Надеемся, эта статья раскрыла ее для вас с новой, неизвестной стороны и помогла разобраться в истории возникновения шахмат. Если ваш ребенок увлекается этим спортом или хотел бы познакомиться с ним, советуем начать с уроков с тренером.
Заниматься на онлайн-курсе по шахматам для дошкольников в Skysmart можно с любого уровня. На онлайн-уроках для новичков преподаватель расскажет об истории шахмат и о том, какая страна была их родиной. После он познакомит учеников с доской, фигурами и несложными приемами. Юных шахматистов, которые хотят подготовиться к турниру, ждут более серьезные задания. Тренер научит их сложным техникам и комбинациям на примере известных партий чемпионов мира. А закрепить все это можно будет в ходе ярких игр во время занятий.