и другие тесты по истории для подготовки к егэ в древней руси

После трагической гибели Святослава между его сыновьями начались усобицы. В борьбе за великокняжеский стол схлестнулись Ярополк, Олег и Владимир Святославичи. В 980 году Владимир вышел из нее победителем и стал править в Киеве.

Известный прежде всего благодаря Крещению Руси князь внес колоссальный вклад в развитие и укрепление государственности. При Владимире окончательно объединились все восточнославянские племена, установились еще более прочные дипломатические отношения с Византией, а на границах Руси были возведены оборонительные сооружения против кочевников.

В период княжения Владимира Древняя Русь приобщилась к достижениям христианской и античной культуры, стала восприниматься другими странами как равноправный торговый партнер. Именно в это время была заложена основа для дальнейшего расцвета государства, связанного с деятельностью сына Владимира Святославича – Ярослава Мудрого.

Сам же князь Владимир спустя несколько веков стал почти мифическим персонажем – героем художественных произведений, картин и фильмов. Лично преобразившись после принятия православия, он изменил страну и определил ее историческую судьбу на несколько веков вперед.

Про­чти­те фраг­мен­ты «Рус­ской Прав­ды», из­ло­жен­ные в со­вре­мен­ном пе­ре­во­де:

10. Если холоп бежит и скро­ет­ся у ва­ря­га или у кол­бя­га, а они его в те­че­ние трех дней не вы­ве­дут, а об­на­ру­жат на тре­тий день, то гос­по­ди­ну отобрать сво­е­го хо­ло­па, а 3 грив­ны за обиду.

16. Если холоп уда­рит сво­бод­но­го мужа и убе­жит в хо­ро­мы сво­е­го гос­по­ди­на и тот нач­нет его не вы­да­вать, то хо­ло­па взять и гос­по­дин пла­тит за него 12 гри­вен, а затем, где хо­ло­па за­ста­нет тот уда­рен­ный че­ло­век, пусть бьет его.

17. А если кто сло­ма­ет копье, щит или ис­пор­тит одеж­ду, и ис­пор­тив­ший за­хо­чет удер­жать у себя, то взять с него день­га­ми; а если тот, кто ис­пор­тил, нач­нет на­ста­и­вать (на воз­вра­ще­нии ис­пор­чен­ной вещи), пла­тить день­га­ми, сколь­ко стоит вещь.

20. Если убьют ог­ни­ща­ни­на у клети, у коня, или у стада, или во время кражи ко­ро­вы, то убить его, как пса; тот же закон и для тиуна.

Ис­поль­зуя фраг­мен­ты до­ку­мен­та и зна­ния по ис­то­рии, вы­бе­ри­те в при­ведённом спис­ке вер­ные суж­де­ния. За­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1.  Грив­на  — это ис­поль­зу­е­мая в Древ­ней Руси араб­ская мо­не­та.

2.  Из­на­чаль­ные ста­тьи «Рус­ской Прав­ды» по­яви­лись в пер­вой чет­вер­ти XI в.

3.  Холоп  — пред­ста­ви­тель по­лу­за­ви­си­мо­го на­се­ле­ния на Руси, по­пав­ший в за­ви­си­мость от за­и­мо­дав­ца.

4.  Варяг  — воин из на­род­но­го опол­че­ния.

5.  Ог­ни­ща­нин  — пред­ста­ви­тель стар­шей дру­жин­ной знати, управ­ля­ю­щий кня­же­ским дво­ром.

6.  Гри­дин  — кня­же­ский дру­жин­ник.

Желаете проверить свой уровень знаний по теме «Древняя Русь»? Тогда бесплатный онлайн тест по истории Древней Руси поможет не только оценить, но и подтянуть ваши знания. Готовы к самопроверке? Тогда — вперед!

Проходили 9346 раз

История

В каком году произошло крещение Руси?

Какой князь участвовал в возведении Десятинной церкви в Киеве?

Кто ввел уроки и погосты?

Что такое вече?

Что произошло в 984 году?

Последнее нападение печенегов произошло в:

Результатом деятельности князя Святослава стало:

Какого княжества не было в период раздробленности?

Кто из перечисленных князей правил позже других?

Какое событие произошло раньше других?

Какого пункта НЕ БЫЛО в «Правде Ярослава»?

В каком году славянские и финно-угорские племена призвали варягов?

Какой князь стал править в Новгороде после призвания варягов?

Когда Владимир пытался провести языческую реформу?

Когда Ольга приняла христианство?

С какого года на Руси стал действовать очередной порядок престолонаследия?

Как назывался вид феодальной земельной собственности, передаваемой по наследству?

2023—2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

ЕГЭ по ис­то­рии 10.04.2023. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант ФИПИ.

ЕГЭ по ис­то­рии 10.04.2023. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант М. Се­ли­вер­сто­вой.

ЕГЭ по ис­то­рии 10.04.2023. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант Э. Смит.

ЕГЭ по ис­то­рии 12.04.2023. До­сроч­ная волна, ре­зерв­ный день. Ва­ри­ант М. Се­ли­вер­сто­вой.

2021—2022 УЧЕБ­НЫЙ ГОД

ЕГЭ по ис­то­рии 31.03.2022. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант ФИПИ.

2020—2021 УЧЕБ­НЫЙ ГОД

ЕГЭ по ис­то­рии 01.04.2021. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант ФИПИ.

2019—2020 УЧЕБ­НЫЙ ГОД

ЕГЭ по ис­то­рии 14.04.2020. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 1.

ЕГЭ по ис­то­рии 14.04.2020. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 2.

ЕГЭ по ис­то­рии 13.07.2020. Ос­нов­ная волна. Центр.

2018—2019 УЧЕБ­НЫЙ ГОД

ЕГЭ по ис­то­рии 25.03.2019. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант ФИПИ.

2017—2018 УЧЕБ­НЫЙ ГОД

ЕГЭ по ис­то­рии 26.03.2018. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант ФИПИ.

2016—2017 УЧЕБ­НЫЙ ГОД

ЕГЭ по ис­то­рии 29.03.2017. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант ФИПИ.

2015—2016 УЧЕБ­НЫЙ ГОД

ЕГЭ по ис­то­рии 23.03.2016. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант ФИПИ.

ЕГЭ 16.06.2016 по ис­то­рии. Ос­нов­ная волна. Ва­ри­ант 47.

ЕГЭ 16.06.2016 по ис­то­рии. Ос­нов­ная волна. Ва­ри­ант 61.

ЕГЭ 16.06.2016 по ис­то­рии. Ос­нов­ная волна. Ва­ри­ант 76.

ЕГЭ 16.06.2016 по ис­то­рии. Ос­нов­ная волна. Ва­ри­ант 93.

2014—2015 УЧЕБ­НЫЙ ГОД

ЕГЭ по ис­то­рии 18.04.2015. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант ФИПИ.

2013—2014 УЧЕБ­НЫЙ ГОД

ЕГЭ по ис­то­рии 30.05.2013. Ос­нов­ная волна. Центр. Ва­ри­ант 1.

ЕГЭ по ис­то­рии 30.05.2013. Ос­нов­ная волна. Центр. Ва­ри­ант 2.

ЕГЭ по ис­то­рии 30.05.2013. Ос­нов­ная волна. Центр. Ва­ри­ант 3.

ЕГЭ по ис­то­рии 30.05.2013. Ос­нов­ная волна. Центр. Ва­ри­ант 4.

ЕГЭ по ис­то­рии 30.05.2013. Ос­нов­ная волна. Центр. Ва­ри­ант 5.

ЕГЭ по ис­то­рии 30.05.2013. Ос­нов­ная волна. Центр. Ва­ри­ант 6.

ЕГЭ по ис­то­рии 30.05.2013. Ос­нов­ная волна. Даль­ний Во­сток. Ва­ри­ант 1.

ЕГЭ по ис­то­рии 30.05.2013. Ос­нов­ная волна. Даль­ний Во­сток. Ва­ри­ант 2.

ЕГЭ по ис­то­рии 30.05.2013. Ос­нов­ная волна. Даль­ний Во­сток. Ва­ри­ант 3.

ЕГЭ по ис­то­рии 30.05.2013. Ос­нов­ная волна. Даль­ний Во­сток. Ва­ри­ант 4.

ЕГЭ по ис­то­рии 30.05.2013. Ос­нов­ная волна. Даль­ний Во­сток. Ва­ри­ант 5.

ЕГЭ по ис­то­рии 30.05.2013. Ос­нов­ная волна. Даль­ний Во­сток. Ва­ри­ант 6.

ЕГЭ по ис­то­рии 30.05.2013. Ос­нов­ная волна. Си­бирь. Ва­ри­ант 1.

ЕГЭ по ис­то­рии 30.05.2013. Ос­нов­ная волна. Си­бирь. Ва­ри­ант 2.

ЕГЭ по ис­то­рии 30.05.2013. Ос­нов­ная волна. Си­бирь. Ва­ри­ант 3.

ЕГЭ по ис­то­рии 30.05.2013. Ос­нов­ная волна. Си­бирь. Ва­ри­ант 4.

ЕГЭ по ис­то­рии 30.05.2013. Ос­нов­ная волна. Си­бирь. Ва­ри­ант 5.

ЕГЭ по ис­то­рии 30.05.2013. Ос­нов­ная волна. Си­бирь. Ва­ри­ант 6.

ЕГЭ по ис­то­рии 30.05.2013. Ос­нов­ная волна. Урал. Ва­ри­ант 1.

ЕГЭ по ис­то­рии 30.05.2013. Ос­нов­ная волна. Урал. Ва­ри­ант 2.

ЕГЭ по ис­то­рии 30.05.2013. Ос­нов­ная волна. Урал. Ва­ри­ант 3.

ЕГЭ по ис­то­рии 30.05.2013. Ос­нов­ная волна. Урал. Ва­ри­ант 4.

ЕГЭ по ис­то­рии 30.05.2013. Ос­нов­ная волна. Урал. Ва­ри­ант 5.

ЕГЭ по ис­то­рии 30.05.2013. Ос­нов­ная волна. Урал. Ва­ри­ант 6.

Добавить в вариант

Задания Д35 C5 № 35

Вам по­ру­че­но под­го­то­вить раз­вер­ну­тый ответ по теме «Древ­не­рус­ское ис­кус­ство». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трех пунк­тов. На­пи­ши­те крат­кое по­яс­не­ние со­дер­жа­ния любых двух пунк­тов. План с по­яс­не­ни­я­ми дол­жен от­ра­зить ос­нов­ные со­бы­тия (яв­ле­ния), свя­зан­ные с раз­ви­ти­ем ис­кус­ства в Древ­не­рус­ском го­су­дар­стве.

Задания Д35 C5 № 140

Вам по­ру­че­но под­го­то­вить раз­вер­ну­тый ответ по теме «На­се­ле­ние Древ­не­рус­ско­го го­су­дар­ства». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трех пунк­тов. На­пи­ши­те крат­кое по­яс­не­ние со­дер­жа­ния любых двух пунк­тов. План с по­яс­не­ни­я­ми дол­жен от­ра­зить ос­нов­ные яв­ле­ния, свя­зан­ные с темой «На­се­ле­ние Древ­не­рус­ско­го го­су­дар­ства».

Что из на­зван­но­го было одной из при­чин воз­ник­но­ве­ния удель­ной си­сте­мы на Руси в XII–XIII веках?

1)  не­со­вер­шен­ный по­ря­док на­сле­до­ва­ния пре­сто­ла в Древ­не­рус­ском го­су­дар­стве

2)  уси­ле­ние внеш­ней опас­но­сти со сто­ро­ны ва­ря­гов

4)  на­ше­ствие на Русь мон­го­лов

Древ­ней­ший из до­шед­ших до нас сбор­ник за­ко­нов Древ­не­рус­ско­го го­су­дар­ства Рус­ская Прав­да со­сто­ит из трех ча­стей. Су­ще­ству­ет точка зре­ния, что, не­смот­ря на на­ли­чие общих черт, в нор­мах Прав­ды Яро­сла­ва, Прав­ды Яро­сла­ви­чей и Уста­ва Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха име­ют­ся су­ще­ствен­ные раз­ли­чия. При­ве­ди­те не менее двух любых фак­тов, под­твер­жда­ю­щих эти раз­ли­чия.

Задания Д31 C1 № 241

Ука­жи­те время (с точ­но­стью до по­ло­ви­ны века), к ко­то­ро­му от­но­сит­ся на­ча­ло про­цес­са, опи­сан­но­го в тек­сте. На­зо­ви­те пред­ше­ствен­ни­ка князя, о ко­то­ром идет речь в от­рыв­ке, на ки­ев­ском пре­сто­ле.

Задания Д32 C2 № 242

В пер­вом аб­за­це от­рыв­ка най­ди­те и за­пи­ши­те пред­ло­же­ние, где опи­са­на си­ту­а­ция, о по­след­стви­ях ко­то­рой ска­за­но в тек­сте. На­зо­ви­те не менее двух фак­тов, при­ве­ден­ных в от­рыв­ке, ко­то­рые яви­лись по­след­стви­ем ука­зан­ной си­ту­а­ции.

След­стви­ем внеш­не­по­ли­ти­че­ской де­я­тель­но­сти князя Вла­ди­ми­ра Свя­то­сла­ви­ча стало

1)  пре­кра­ще­ние во­ен­ных по­хо­дов на Ви­зан­тию

2)  ослаб­ле­ние опас­но­сти по­ло­вец­ких на­бе­гов

3)  укреп­ле­ние юго-во­сточ­ных ру­бе­жей Древ­не­рус­ско­го го­су­дар­ства

4)  пре­кра­ще­ние на­тис­ка кре­сто­нос­цев на се­ве­ро-за­пад­ные рус­ские земли

След­стви­ем ак­тив­ной во­ен­ной де­я­тель­но­сти князя Свя­то­сла­ва Иго­ре­ви­ча стало

1)  рас­ши­ре­ние гра­ниц Древ­не­рус­ско­го го­су­дар­ства

2)  пре­кра­ще­ние на­бе­гов пе­че­не­гов

3)  объ­еди­не­ние Киева и Нов­го­ро­да под вла­стью од­но­го князя

4)  пре­кра­ще­ние во­ен­ных по­хо­дов на Ви­зан­тию

Какое ли­те­ра­тур­ное про­из­ве­де­ние было со­зда­но в пе­ри­од су­ще­ство­ва­ния Древ­не­рус­ско­го го­су­дар­ства?

1)  «По­весть о ра­зо­ре­нии Ря­за­ни Ба­ты­ем»

3)  «Слово о за­ко­не и бла­го­да­ти»

4)  «Житие про­то­по­па Ав­ва­ку­ма»

Что из на­зван­но­го было одним из след­ствий по­ли­ти­че­ской раз­дроб­лен­но­сти Руси?

1)  ослаб­ле­ние обо­ро­но­спо­соб­но­сти Руси

2)  уси­ле­ние вла­сти ки­ев­ско­го князя

3)  упа­док древ­не­рус­ской куль­ту­ры

4)  пре­кра­ще­ние тор­гов­ли с дру­ги­ми го­су­дар­ства­ми

Ука­жи­те ка­те­го­рии за­ви­си­мо­го на­се­ле­ния Древ­не­рус­ско­го го­су­дар­ства, к ко­то­рым от­но­си­лись люди, со­гла­шав­ши­е­ся ра­бо­тать на опре­де­лен­ных усло­ви­ях, но за­ви­си­мое по­ло­же­ние ко­то­рых не рас­про­стра­ня­лось на чле­нов их семей и не пе­ре­да­ва­лось по на­след­ству. Най­ди­те в при­ве­ден­ном спис­ке две ка­те­го­рии и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

За­пи­ши­те тер­мин, о ко­то­ром идет речь.

«На­зва­ние во­сточ­но­сла­вян­ско­го пле­мен­но­го союза, рас­по­ла­гав­ше­го­ся на сред­нем те­че­нии Дне­пра, пле­мен­ным цен­тром ко­то­ро­го был Киев».

Су­ще­ству­ет точка зре­ния, что, не­смот­ря на про­яв­ле­ние опре­де­лен­ных раз­ли­чий, в по­ли­ти­ке Вла­ди­ми­ра Свя­то­сла­ви­ча и по­ли­ти­ке Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха было много об­ще­го. При­ве­ди­те не менее двух фак­тов, под­твер­жда­ю­щих эту общ­ность.

Что стало одной из при­чин (пред­по­сы­лок) на­ча­ла по­ли­ти­че­ской раз­дроб­лен­но­сти Древ­не­рус­ско­го го­су­дар­ства в XIII веке?

1)  со­зда­ние свода за­ко­нов Рус­ская Прав­да

2)  рост круп­но­го зем­ле­вла­де­ния

4)  при­зва­ние на Русь ва­ря­гов

Про­чти­те от­ры­вок из ле­то­пи­си и ука­жи­те князя, о ко­то­ром идет речь.

Что яви­лось одним из по­след­ствий кре­ще­ния Руси?

1)  раз­ви­тие куль­тур­ных свя­зей с Ви­зан­тий­ской им­пе­ри­ей

2)  об­ра­зо­ва­ние Древ­не­рус­ско­го го­су­дар­ства

3)  на­ча­ло по­ли­ти­че­ской раз­дроб­лен­но­сти Древ­не­рус­ско­го го­су­дар­ства

4)  по­бе­да князя Вла­ди­ми­ра в борь­бе за ки­ев­ский пре­стол

Какое со­бы­тие про­изо­шло в X веке?

2)  раз­гром Ха­зар­ско­го ка­га­на­та

3)  об­ра­зо­ва­ние Древ­не­рус­ско­го го­су­дар­ства со сто­ли­цей в Киеве

4)  со­став­ле­ние пер­во­го свода за­ко­нов «Рус­ская Прав­да»

Пер­вый свод за­ко­нов Древ­не­рус­ско­го го­су­дар­ства Рус­ская Прав­да свя­зан с име­нем

Во вто­рой по­ло­ви­не XII века на­сту­пил новый пе­ри­од рус­ской ис­то­рии  — эпоха раз­дроб­лен­но­сти. На тер­ри­то­рии Древ­не­рус­ско­го го­су­дар­ства об­ра­зо­ва­лось более де­ся­ти от­дель­ных кня­жеств  — зе­мель. Од­на­ко, не­смот­ря на раз­дроб­лен­ность, было много об­ще­го, что со­хра­ня­ло един­ство рус­ских зе­мель. При­ве­ди­те не менее двух фак­тов, ука­зы­ва­ю­щих на это един­ство.

Про­чти­те от­ры­вок из древ­не­рус­ской ле­то­пи­си и ука­жи­те имя князя, о ко­то­ром идет речь.

«Ска­зал (он) ма­те­ри своей и бо­ярам своим: „Не любо мне си­деть в Киеве, хочу жить в Пе­ре­я­с­лав­це на Дунае  — ибо там се­ре­ди­на земли моей, туда сте­ка­ют­ся все блага: из Гре­че­ской земли  — зо­ло­то, па­во­ло­ки, вина, раз­лич­ные плоды, из Чехии и из Вен­грии се­реб­ро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы“».

Данный вариант тестовых задний составлен в формате ЕГЭ. Даны подробные ответы и пояснения на вопросы, а также примерные тезисы исторических сочинений (задание № 25) по правлению следующих князей: Владимир Святой, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах. Материал поможет выпускникам при подготовке к ЕГЭ.

Версия для печати удобна для использования материала на уроках.

Версия для печати.

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1)Съезд русских князей в Любече.

2)Первое нападение половцев на Русь.

3)Разделение христианской церкви на православную и католическую.

Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) 9-12 веков.

1)Русская Правда;  2)полюдье;  3);заповедные лета 4)племя; 5)родовая община;

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

Запишите термин, о котором идёт речь.

Налог, введённый князем Владимиром в пользу Церкви, равный 10-ой части доходов.

Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого.

Если кто опознает у кого-либо (свою пропавшую вещь), то ее не берет, не говори ему — это мое, но скажи ему так: пойди на свод, где ты ее взял. Если тот не пойдет, то пусть (представит) поручителя в течение 5 дней.

Если холоп ударит свободного мужа и убежит в хоромы своего господина и тот начнет его не выдавать, то холопа взять и господин платит за него 12 гривен, а затем, где холопа застанет тот ударенный человек, пусть бьет его.

Если убьют огнищанина умышленно, то убийце платить за него 80 гривен, а люди не платят; а за княжеского подъездного 80 гривен.

А за убитого смерда или холопа 5 гривен».

1)На период правления князя, издавшего данный закон, приходится расцвет государства Древняя Русь

2)Документ отражал введение заповедных лет.

3)Князь, принявший данный закон, был инициатором съезда в Любече.

4)Князь, издавший данный документ, принял христианство на Руси

5)Данный документ  имел целью ограничение произвола ростовщиков

6)По данному документу можно судить о социальной структуре Древнерусского государства.

Что из перечисленного относится к деятельности Я. Мудрого (1019-1054)? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1)основан Киево-Печерский монастырь

2)организованы походы против половцев

3)издан первый  сборника законов

4) введена десятина

5)открыты  первые  школы  на Руси

6) окончательный разгром печенегов

Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) ______________ съезд князей проходил в 1097 г.

Б) Один из князей, участвовавших во второй феодальной войне, был ____________

В) В ходе битвы под Киевом в 1036 были окончательно разгромлены ________________.

Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Прочтите отрывок из произведения и напишите фамилию автора.

« В год 6495 (987). Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: «Вот приходили ко мне болгары, говоря: «Прими закон наш». Затем приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая от начала мира, о бытии всего мира. Мудро говорят они, и чудно слышать их, и каждому любо их послушать, рассказывают они и о другом свете: если кто, говорят, перейдет в нашу веру, то, умерев, снова восстанет, и не умереть ему вовеки; если же в ином законе будет, то на том свете гореть ему в огне. Что же вы посоветуете? что ответите?».

Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

1)Начало 12 века

2)Правления Изяслава Ярославича

3)Восстание в Киеве

4)Нормандское завоевание Англии

5))Период крестовых походов

6)Первое нападение половцев на Русь

7)Смерть Ярослава  Мудрого

8)Съезд в Любече

Прочтите отрывок из телеграммы военачальника.

«В год 6524 (1016). Пришел Ярослав на Святополка, и стали по обе стороны Днепра, и не решались ни эти на тех, ни те на этих, и стояли так три месяца друг против друга. И стал воевода Святополка, разъезжая по берегу, укорять новгородцев, говоря: «Что пришли с хромцом этим? Вы ведь плотники. Поставим вас хоромы наши рубить!». Слыша это, сказали новгородцы Ярославу, что «завтра мы переправимся к нему; если кто не пойдет с нами, сами нападем на него». Наступили уже заморозки, Святополк стоял между двумя озерами и всю ночь пил с дружиной своей. Ярослав же с утра, исполчив дружину свою, на рассвете переправился. И, высадившись на берег, оттолкнули ладьи от берега, и пошли друг против друга, и сошлись в схватке. Была сеча жестокая, и не могли из-за озера печенеги помочь; и прижали Святополка с дружиною к озеру, и вступили на лед, и подломился под ними лед, и стал одолевать Ярослав, видев же это, Святополк побежал, и одолел Ярослав. Святополк же бежал в Польшу, а Ярослав сел в Киеве на столе отцовском и дедовском. И было тогда Ярославу 28 лет».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

1)Данный князь, пришедший к власти, издаст первый свод законов на Руси.

2)Данный князь издал «Устав», дополнивший «Русскую Правду»

3)Речь в отрывке идёт о борьбе за престол Ярослава Мудрого

4)События, описанные в тексте, относятся ко второй феодальной войне на Руси

5)Данный князь женится на византийской принцессе

6) Святополк, о  котором идёт речь, убил своих братьев в борьбе за власть

Напишите имя князя, осуществившего поход, обозначенный на схеме стрелками.

Напишите название государства, обозначенного на схеме цифрой «1».

Укажите название города, где произошла знаменитая битва князя с византийским войском

Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1)В данный период была построена Десятинная церковь

2)Территория Руси значительно расширилась в годы правления данного князя.

3)Данный князь совершил походы на Северный Кавказ, Балканы, в Поволжье.

4)В данный период было принято христианство

5)Война с Византией была неудачной в период правления данного князя.

6)Заслугой князя стало принятие первого свода законов.

Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками:  к  каждой  позиции  первого  столбца  подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Какие суждения о данном архитектурном памятнике являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1)Сооружён в период  правления Владимира Святого

2)Находится в Киеве

3)Это первый каменный храм на Руси

4)Сооружён в правление Ярослава Мудрого

5)Находится в Новгороде

Какие  из  представленных  архитектурных памятников были построены в период правления князя, при котором был воздвигнут данный памятник? В ответе запишите две цифры, которыми обозначены эти памятники.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

«А теперь скажем, почему назван так Печерский монастырь. Боголюбивый князь Ярослав любил село Берестовое и церковь, которая была там, святых апостолов и помогал попам многим, среди которых был пресвитер, именем Иларион, муж благостный, книжный и постник. И ходил он из Берестового на Днепр, на холм, где ныне находится старый монастырь Печерский, и там молитву творил, ибо был там лес великий. Выкопал он пещерку малую, двухсаженную, и, приходя из Берестового, пел там церковные часы и молился Богу втайне. Затем Бог положил князю мысль на сердце поставить его митрополитом в святой Софии, а пещерка эта так и возникла. И немного дней спустя оказался некий человек, мирянин из города Любеча, и положил ему Бог мысль на сердце идти странничать. И направился он на Святую Гору, и увидел там монастыри, и обошел их, полюбив монашество, и пришел в один монастырь, и умолил игумена, чтобы постриг его в монахи. Тот послушал, постриг его, дал ему имя Антоний, наставив и научив, как жить по-чернечески, и сказал ему: «Иди снова на Русь, и да будет на тебе благословение Святой Горы, ибо от тебя многие станут чернецами». Благословил его и отпустил, сказав ему: «Иди с миром». Антоний же пришел в Киев и стал думать, где бы поселиться; и ходил по монастырям, и не возлюбил их, так как Бог не хотел того. И стал ходить по дебрям и горам, ища места, которое бы ему указал Бог. И пришел на холм, где Иларион выкопал пещерку, и возлюбил место то, и поселился в ней, и стал молиться Богу со слезами, говоря: «Господи! Укрепи меня в месте этом, и да будет здесь благословение Святой Горы и моего игумена, который меня постриг». И стал жить тут, молясь Богу, питаясь хлебом сухим, и то через день, и воды испивая в меру, копая пещеру и не давая себе покоя днем и ночью, пребывая в трудах, в бдении и в молитвах».

(Из «Повести временных лет»)

Укажите век, в рамках которого был написан данный исторический источник. Назовите имя князя, правившего в данный период. Укажите имя автора произведения.

Каково значение монастырей в истории Руси. Укажите не менее трёх.

Какую роль сыграл данный источник в изучении истории Руси?

Привлекая исторические знания, укажите не менее двух  доказательств.

В 1097 г. в Любече состоялся съезд князей. Каковы были причины данного события? (Назовите не менее трёх причин).

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке о деятельности Ярослава Мудрого.

«Древняя  Россия  погребла  с  Ярославом  свое  могущество  и  благоденствие.  Основанная,  возвеличенная  единовластием,  она  утратила  силу,  блеск  и  гражданское  счастие,   будучи  снова  раздробленною  на  малые  области». ( Н. М. Карамзин)

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

В сочинении необходимо:

– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов),относящихся к данному периоду истории;

– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

В н и м а н и е!

При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данных период;

– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оцените влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному

Вернутьсяк списку тестов по истории ЕГЭ

Оцените статью
Тест по истории
Добавить комментарий