Человек по природе своей — существо социальное, общественное. Ресурсы больших масс людей, классов, производственных коллективов, военных и политических сообществ многократно превосходят возможности отдельных индивидов. В больших социумах количество переходит в качество — здесь легче раскрыться талантам учёных, творческих и технических работников, спортсменов и предпринимателей, культурных и общественных деятелей. Благодаря выстроенным системам социального и пенсионного обеспечения, медицины и образования общество обретает стабильность и благосостояние.
Конечно, и в современных социумах и системах социального обеспечения существует немало проблем, требующих своего решения. Каковы они, что мы знаем и чего не знаем о социальной сфере, каковы факты из истории социального обеспечения — об этом наш тест. Правильные ответы на вопросы теста представлены в его заключительной части.
- 1 Какой должна быть социальная иерархия согласно представлениям Платона (от верхних к нижним слоям)?
- 2 Может ли быть реально построено современное общество без насилия и социальной иерархии?
- 3 Может ли современная наука указать идеальный тип современного общества, в котором нет бедности, преступности и права граждан в равной степени защищены?
- 4 В Конституции РФ записано, что Россия — социальное государство. Что это означает?
- 5 Что является источником и основой социальных норм и законов страны?
- 6 Что из перечисленного ниже является примером социального контроля?
- 7 В Калифорнии (США) в 2022 году принят закон о смене пола ребёнком без согласия родителей. По какой причине это невозможно в российском обществе?
- 8 Какие события принято называть социальными протестами?
- 9 Что понимается под социальным страхованием?
- 10 Какие из перечисленных видов деятельности относят к социальной активности?
- 11 Что называют социализацией?
- 12 Какие последствия наступают при отсутствии социальных контактов для детей-маугли?
- 13 Какое поведение из перечисленных ниже является асоциальным?
- 14 Что в России принято считать социальной справедливостью?
- 15 Что называется социальной инфраструктурой?
- 16 Каково назначение общественных организаций?
- 17 Являются ли дома отдыха и санаторно-курортные учреждения часть социальной инфраструктуры?
- 18 Что понимается под социальными связями?
- 19 Что из перечисленного относится к социальным услугам?
- 20 Что называют программами социального развития?
- 21 Какие потребности называют социальными?
- 22 Относятся ли учреждения культуры и искусства к социальной сфере?
- 23 Какие из ниже перечисленных проблем являются социальными?
- 24 Являются ли физическая культура и спорт частью социальной сферы?
- Агенты социализации
- Человек в системе социальных связей (личность, социализация, самосознание, свобода)
- 250 вопросов
- Популярные тесты по социологическим дисциплинам
- Мы поможем сдать на отлично и без пересдач
1 Какой должна быть социальная иерархия согласно представлениям Платона (от верхних к нижним слоям)?
А) Брамины, кшатрии, торговцы, работники;
Б) Правители-философы, воины-стражи, ремесленники и землевладельцы;
В) Купцы, ремесленники, воины, философы, рабы;
Г) Наследственные монархи, выборная элита, воины, крестьяне, рабы.
2 Может ли быть реально построено современное общество без насилия и социальной иерархии?
А) Такое общество, согласно теоретическим воззрениям анархистов, возможно построить — но лишь в некотором будущем;
Б) Реально построить современное общество без социальной иерархии и насилия, полиции и тюрем невозможно, поскольку искоренить преступность не удаётся;
В) Да, такое общество может быть построено на религиозной основе;
Г) Такое общество может быть построено в будущем — в виде коммунизма, где нет преступности и эксплуатации человека человеком.
3 Может ли современная наука указать идеальный тип современного общества, в котором нет бедности, преступности и права граждан в равной степени защищены?
А) Да, современная гуманитарная наука и философия может чётко сформировать такую идеальную модель;
Б) Нет, современная наука не может представить практическую модель идеального общества и государства;
В) Современная наука и компьютерные технологии могут создать социальный рейтинг каждого гражданина и семьи, компании и организации, что предопределит их иерархию и автоматические наказания в виде штрафов и дисквалификаций;
Г) Современная наука может создать идеальный тип современного демократического общества в цифровой (виртуальной) форме.
4 В Конституции РФ записано, что Россия — социальное государство. Что это означает?
А) То, что в России соблюдаются права наёмных работников и предпринимателей;
Б) То, что в России осуществляется гарантированная социальная защита всех категорий граждан — в том числе, детей, престарелых, инвалидов;
В) То, что в России никто не может быть лишён гражданства без веских на то оснований;
Г) То, что в России рыночная экономика и социальная справедливость рассматриваются законом как реальные альтернативы.
5 Что является источником и основой социальных норм и законов страны?
А) Правовые нормы и законодательство развитых стран, у которых можно почерпнуть положительный опыт;
Б) Традиции и обычаи своего народа, которые трансформируются в социальные и правовые нормы;
В) Научные разработки ведущих правовых и социальных институтов, труды лучших теоретиков, социологов и правоведов;
Г) Правительство, парламент и законодательная власть на местах.
6 Что из перечисленного ниже является примером социального контроля?
А) Надзор за исполнением законов всеми участниками общественных отношений со стороны прокуратуры;
Б) Контроль за призывом на военную службу со стороны военкоматов;
В) Контроль и противодействие со стороны обычных людей за действиями отдельных лиц, пытающихся, например, потушить Вечный огонь или осквернить могилы;
Г) Контроль трудового коллектива в СССР за поведением в семье и быту работника предприятия путём обсуждения его деяний на собраниях трудового коллектива или на Товарищеских судах.
7 В Калифорнии (США) в 2022 году принят закон о смене пола ребёнком без согласия родителей. По какой причине это невозможно в российском обществе?
А) По причине другого менталитета и моральных ценностей народов России;
Б) Из-за недружественной (враждебной) позиции США по отношению к России (в политике, экономике, идеологии и проч.);
В) По причине более консервативного законодательства в РФ;
Г) Из-за опасений властей в России получить ещё более существенный спад рождаемости.
8 Какие события принято называть социальными протестами?
А) Массовые манифестации, сопровождающиеся выдвижением требований к властям;
Б) Столкновения с полицией, сопровождающиеся потасовками, нецензурной бранью, вызывающими действиями;
В) Государственные перевороты, подобные украинскому майдану;
Г) Погромы футбольных болельщиков, направленных на окружающих, на транспорт и имущество людей, не имеющих к футболу никакого отношения.
9 Что понимается под социальным страхованием?
А) Под социальным страхованием понимается так называемое хеджирование, осуществляемое для снижения коммерческих рисков;
Б) Под социальным страхованием понимается любое заключение контракта со страховой компанией индивида по поводу имущества, жизни и здоровья, несчастного случая;
В) Под социальным страхованием понимается процедура перестрахования, которая необходима в случаях банкротства компании-страховщика;
Г) Под социальным страхованием понимается государственная поддержка людей на случай болезни или утраты работоспособности.
10 Какие из перечисленных видов деятельности относят к социальной активности?
Б) Участие в крестных ходах;
В) Паломничество к святым местам;
Г) Событийный и гастрономический туризм.
11 Что называют социализацией?
А) Под социализацией понимают приобретение вида на жительства в какой-либо стране;
Б) Под социализацией понимают оформление полного пакета социальной помощи гражданину;
В) Под социализацией понимают выплату неработающим гражданам вменённого дохода;
Г) Под социализацией понимают вхождение индивида в какое-либо общество, усвоение его культуры, обычаев, норм поведения, языка.
12 Какие последствия наступают при отсутствии социальных контактов для детей-маугли?
А) Длительная изоляция детей от общества и отсутствие социализации ведёт к неспособности освоить речь, замедляет или останавливает умственное развитие индивида;
Б) Дети-маугли, длительное время изолированные от культуры и общения с себе подобными, сохраняют первозданную нравственную чистоту и близость к природе;
В) Длительная изоляция ребёнка от общества и отсутствие социализации ведёт к полной деградации и гибели в молодом возрасте;
Г) Дети-маугли демонстрируют поразительные математические и интеллектуальные способности, отличаются фотографической памятью.
13 Какое поведение из перечисленных ниже является асоциальным?
А) Вступление в ряды Партии любителей пива;
Б) Непристойные пляски в храме девушек из ;
В) Появление на футбольном матче или стадионе в нетрезвом состоянии;
Г) Публичное выяснение отношений между мужем и женой.
14 Что в России принято считать социальной справедливостью?
А) Вознаграждение по результатам рыночной конкуренции;
Б) Гарантированная социальная защита со стороны государства и достойная зарплата (пенсия) по результатам труда;
В) Уклонение от военной службы и высоко оплачиваемая работа по протекции;
Г) Удачный брак по расчёту.
15 Что называется социальной инфраструктурой?
А) Под социальной инфраструктурой понимается объекты и организации, обслуживающие население (школы, поликлиники, стадионы и т.д.);
Б) Под социальной инфраструктурой понимается общественный транспорт, оборудованные остановки, вокзалы и проч.;
В) Под социальной инфраструктурой понимается система здравоохранения и отдыха трудящихся, больницы, диспансеры, дома отдыха, санатории и др.;
Г) Всё перечисленное верно.
16 Каково назначение общественных организаций?
А) Общественные организации создаются для помощи государству;
Б) Общественные организации создаются для развития полезных для социума дел (благотворительности, пропаганды ЗОЖ, защиты прав потребителей и проч.);
В) Общественные организации создаются для получения прибыли в различных сферах деятельности (в образовании, здравоохранении, физкультуре и спорте и т.д.);
Г) Общественные организации создаются исключительно как волонтёрские структуры.
17 Являются ли дома отдыха и санаторно-курортные учреждения часть социальной инфраструктуры?
А) Да, являются;
Б) Нет, не являются;
В) Являются только в том случае, если они функционируют как некоммерческие структуры;
Г) Да, являются, но только в том случае, если это библиотеки и государственные театры.
18 Что понимается под социальными связями?
А) Под социальными связями понимаются контакты с другими людьми, общение, обмен мнениями, эмоциями, знаниями, переживаниями;
Б) Под социальными связями понимаются контакты с государственными структурами, надзорными и контролирующими органами;
В) Под социальными связями понимаются контакты с силовыми и специальными службами по поводу предотвращения общественно опасных деяний (хулиганства, терроризма, хакерства и проч.);
Г) Под социальными связями понимаются контакты людей в сети Интернет по поводу купли-продажи различных товаров, услуг, информации.
19 Что из перечисленного относится к социальным услугам?
А) Социальные услуги — это интернет-сервисы по поиску знакомств для совместного проведения времени;
Б) Социальные услуги — это сервисы по предоставлению информации для поиска работы и консалтинга;
В) Социальные услуги — это правовая помощь для мигрантов и лиц без гражданства;
Г) Социальные услуги — это помощь на платной или безвозмездной основе гражданам в удовлетворении их социальных запросов.
20 Что называют программами социального развития?
А) Программами социального развития называют комплексную систему мероприятий, направленных на улучшение жизни какой-либо группы людей или локации (района, города, страны) в определённый промежуток времени;
Б) Программами социального развития называют расписанные во времени мероприятия с привязкой к финансовым ресурсам, которые носят рекомендательный (необязательный) для исполнения характер;
В) Программами социального развития называют освоение новых территорий добровольцами из различных регионов страны, а также из-за рубежа;
21 Какие потребности называют социальными?
А) В общении;
Б) В отдыхе;
В) В здоровье;
22 Относятся ли учреждения культуры и искусства к социальной сфере?
А) Да, относятся;
Б) Нет, не относятся;
В) Учреждения культуры и искусства относятся к социальной сфере только в случае их некоммерческой деятельности;
Г) Нет, не относятся, поскольку учреждения культуры и искусства относятся к системе развлечения и досуга.
23 Какие из ниже перечисленных проблем являются социальными?
А) Рождаемости и убыли населения;
Б) Роста преступности;
В) Роста наркомании;
Г) Все перечисленные проблемы являются социальными.
24 Являются ли физическая культура и спорт частью социальной сферы?
В) Являются только в случае их некоммерческого (бесплатного) функционирования;
Г) Являются только в случае их коммерческого (платного) функционирования.
На вершину общественной пирамиды Платон ставил философов-мудрецов, способных правильно управлять большими группами людей и писать для них качественные законы. Попытка на практике реализовать такой подход, когда Платон стал давать свои советы тирану Сиракуз Дионисию закончились тем, что разгневанный правитель продал Платона в рабство. И лишь благодаря знакомому, который лично знал Платона, философ был куплен на невольничьем рынке и возвращён на родину.
Заметим, что в древнеиндийском обществе была аналогичная иерархия: во главе стояли религиозные деятели, мудрецы-учёные (брамины), затем воины (кшатрии), затем торговцы и представители других каст.
Правильный ответ — вариант Б.
Попытки построения такого общества осуществлялись много раз. Его хотели построить Иисус Христос, Лев Толстой, Томас Мор («Утония»), Томмазо Кампанелла («Город Солнца»), многие другие общественные и религиозные мыслители, философы и правители. Но каждый раз что-то срывало эти планы, вмешиваясь в них извне или внутри сообщества.
В настоящее время наука не может дать чёткую картину мира без преступности, войн, насилия, бедности и крайней нищеты. И даже те страны, которые ранее считались развитыми и обеспечивающими высокий уровень благосостояния своим гражданам, теперь утрачивают былые достижения.
Это означает, что Россия не допускает полного господства рыночных отношений в обществе, где каждый живёт на те средства, которые в состоянии заработать. Если человек по каким-то причинам (по состоянию здоровья или возрасту) не может участвовать в рыночной конкуренции, Российское государство гарантирует ему выплаты и прочие обязательства в установленном законом порядке.
Заимствование законодательных и социальных норм за рубежом редко приводит к позитивным результатам. Приведёт ли к социальному прогрессу расширение в России прав ЛГБТ-сообщества или разрешение «лёгких» наркотиков, упрощение продажи всем желающим автоматического огнестрельного оружия — очень спорный вопрос.
Социальный контроль выражается в противодействии или осуждении окружающими людьми тех или иных слов, действий, жестов.
Правильный ответ — варианты В, Г.
Правильный ответ — вариант А.
Правильный ответ — вариант Г.
См. также: Тесты с ответами по различным курсам
ЕГЭ по русскому языку сдаётся в обязательном порядке каждым российским школьником. Кажется, что любой взрослый без проблем сможет его пройти, ведь часть их получала образование в СССР, а остальные просто умные люди. Так ли это? Можно проверить нашим тестом!
Вопрос 1 из 12
Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. В детстве человек проходит наиболее важный этап социализации, изза чего и расспрашивает взрослых о различных вещах. Из-за социализации ребенок познает окружающий мир. Так как в детстве человек открывает для себя незнакомый мир, он расспрашивает обо всем взрослых. Вопрос 2 из 12
Самостоятельно подберите наречие, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста. Вот так вот Вопрос 3 из 12
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СВЕТ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем предложении текста. Источник радости. Свет моих дней. Освещение чего-либо. У меня болят глаза из-за плохого света. Метафорическое значение. Он один такой на свете. Физическое явление. Световые волны. Вопрос 4 из 12
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Вопрос 5 из 12
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Определи в каком. Мама ОДЕВАЛА детей больше часа Меня поразила его ИНФОРМИРОВАННОСТЬ обо всем на свете Ольге пришлось зайти в ПРОДУКТОВЫЙ магазин Подсудимому вынесли ОБВИНИТЕЛЬНЫЙ приговор Он ПРЕТЕРПЕЛ жажду Вопрос 6 из 12
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Определи в каком.Вопрос 7 из 12
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Ув_зить, атт_стат, в_просительный Ун_мать, пров_рять, р_сток Б_лет, гр_вюра, анал_гия Альм_нах, ав_нгард, возл_жить Вопрос 8 из 12
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. И_чезал, _дача, _жечь Бе_полезно, бе_ошибочно, ра_писание Двух_ярусный, п_едестал, пан_вропейский Пр_беречь, пр_амбула, пр_кус Вопрос 9 из 12
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. (НЕ)СМОТРЯ на непогоду, мы отлично провели время Песня была вовсе (НЕ)ВЕСЕЛОЙ Задание было (НЕ)ВЫПОЛНЕНО (НЕ)СДЕЛАННОЕ вовремя задание было забыть Новостройка была (НЕ)ЗАСЕЛЕНА жильцами Вопрос 10 из 12
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Они ВСЕ(ТАКИ) купили дом (В)БЛИЗИ моря (НА)КАНУНЕ праздника мы (НА)УГАД выбрали место отдыха ВРЯД(ЛИ) мы КОГДА(НИБУДЬ) встретимся (ПО)ЭТОМУ маршруту мы (ПОСЛЕ)ЗАВТРА пойдем в поход (ЗА)ТЕМ мы пошли (НА)ВСТРЕЧУ с друзьями Вопрос 11 из 12
Расставьте запятые там, где это необходимо:Вопрос 12 из 12
Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.
Агенты социализации
Тестирование – это одна из форм проверки степени усвоения материала.
Оно предоставляет возможность выявить пробелы в знаниях, скорректировать
обучение и повысить его результативность на данном этапе. Для проверки знаний пройдите тест ниже: 1. Агенты социализации – этот научный термин, объединяющий ответственных за формирование личности человека, усвоение им социальных ролей: 2. Схема по классификации агентов социализации имеет в своем составе следующие группы: 3. Схема агентов имеет в своем составе следующие группы: 4. Кто не входит в группу первичных агентов: 5. Кто не входит в группу вторичных агентов: 6. У всех людей одинаковые агенты социализации: 7. Какие группы отношений характерны для процесса социализации: 8. Какие группы отношений характерны для процесса социализации: 9. Выбрать правильное суждение: 1) Первичная социализация строится на тесных взаимоотношениях, межличностных связях человека. 2) Вторичная социализация характерна деловым отношениям и формальным связям 10. Формальные отношения наиболее важны на следующем жизненном отрезке:
Понравился тест? Оцените его
Социальные статусы и ролиЭтнос, нации и народностиБогатые и бедные
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Рейтинг тестаВсего получено оценок: 155.А какую оценку получите вы? Чтобы узнать — пройдите тест.
Человек в системе социальных связей (личность, социализация, самосознание, свобода)
Тест по обществознанию для учащихся 10-х классов. По учебнику под редакцией Боголюбова
Инструкция к тесту
Выберите один вариант ответа в заданиях 1-6; вставьте пропущенные термины в заданиях 7 и 9; сопоставьте элементы в задании 8; составьте суждение из слов в задании 10.
250 вопросов
Выполним любые типы работ
Узнай бесплатно стоимость работы
Популярные тесты по социологическим дисциплинам
Большой тест с ответами по социологии (часть 1)
Тест с ответами по социологии (25 вариантов)
Большой тест с ответами по социологии (часть 2)
Корпоративная социальная ответственность. Тест для самопроверки №1
Демография. Итоговый тест по курсу
Социология. Тест для самопроверки 1. Социология Огюста Конта и Герберта Спенсера
Тест по социологии
Корпоративная социальная ответственность. Тест для самопроверки №2
Мы поможем сдать на отлично и без пересдач
Нужна помощь с тестами?
Оставляй заявку — и мы пройдем все тесты за тебя!
Представляем вниманию читателей фрагмент книги заведующей лабораторией социальной психологии НИИ комплексных социальных исследований (НИИКСИ) факультета социологии СПбГУ, преподавателя Института практической психологии «Иматон», кандидата психологических наук Людмилы Аполлоновны Ясюковой и психолога-консультанта Центра психологии развития Ольги Вячеславовны Белавиной «Социальный интеллект детей и подростков». С проектом «Социальный интеллект детей и подростков» (монография по итогам лонгитюдного 15-летнего исследования, выполненного при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, гранты РГНФ № 07-06-00782а, № 10-06-00402а) Л.А. Ясюкова и О.В. Белавина были номинированы на Национальный психологический конкурс «Золотая Психея» по итогам 2017 года в номинации «Проект года».
Первые психологические исследования, посвященные социальной адаптации одаренных детей, появились еще в начале ХХ в., но ученых до сих пор интересует вопрос о том, какое влияние высокий интеллект оказывает на процесс адаптации ребенка в социуме. Действительно ли одаренные дети чаще сталкиваются с эмоционально-коммуникативными проблемами, чем их менее способные сверстники, или, напротив, высокие когнитивные способности помогают одаренному ребенку лучше понимать себя и других и, следовательно, легче адаптироваться в социальной среде и лучше справляться со стрессовыми ситуациями, чем это могут делать обычные дети?
С целью изучения взаимосвязей между успешностью протекания процесса социализации подростков и их интеллектуальными способностями на базе одной из гимназий г. Санкт-Петербурга весной 2008 г. нами было проведено психологическое обследование учащихся трех 10-х классов (всего 62 чел.). Для диагностики интеллектуальных способностей использовался тест структуры интеллекта Амтхауэра (в адаптации Ясюковой), особенности поведения в стрессовых ситуациях изучались с помощью фрустрационного теста Розенцвейга, социальный интеллект, коммуникативные установки, самооценка диагностировались с помощью теста социальной перцепции Фидлера — Ясюковой, а также в исследовании использовалась методика жизненных ценностей Ясюковой.
Исследование показало, что 65% 10-классников характеризуются доброжелательной установкой по отношению к людям (индекс MPCO теста Фидлера — Ясюковой ≥7), отмечают в первую очередь достоинства человека, уважают и ценят окружающих людей. Для остальных 35% учащихся характерна скептическая установка по отношению к окружающим (индекс MPCO меньше 7), недооценка хороших качеств людей, фиксация на недостатках человека. Распространено мнение, что такой недостаток доброжелательности, высокомерие по отношению к окружающим характерны именно для одаренных детей. Нами было проведено сравнение с помощью t-критерия Стьюдента этих двух групп подростков с различными коммуникативными установками: доброжелательной и скептичной, чтобы выяснить, как связано интеллектуальное развитие учащихся с их отношением к людям.
Достоверных различий между средними значениями общего балла по тесту Амтхауэра в группах не выявлено, т.е. по общему уровню интеллекта доброжелательные и скептичные подростки не различаются. Однако были обнаружены различия в сформированности отдельных интеллектуальных операций. Причем оказалось, что у доброжелательных учащихся достоверно выше развиты именно те интеллектуальные операции, которые более всего необходимы для успешного обучения в гимназии: понятийная категоризация (А4) и понятийное логическое мышление (А3).
Все обследованные 10-классники углубленно изучают два иностранных языка, поэтому для успешной учебы им необходимы хорошие структурно-лингвистические способности, за формирование которых отвечает понятийная категоризация. Понятийное логическое мышление характеризует общую способность к обучению, возможность понимать логику доказательств, выделять объективные закономерности, понимать смысл правил и формул. Если у скептичных учащихся эти два интеллектуальных показателя в среднем находятся в пределах возрастной нормы, то у доброжелательных учащихся и понятийное логическое мышление, и понятийная категоризация в среднем превышают возрастной норматив и соответствуют уровню, необходимому для освоения гимназических программ.
Корреляционный анализ полученных данных позволил доказать, что развитие этих двух интеллектуальных операций связано не только с доброжелательной установкой, но и с адекватной самооценкой учащихся (индекс PO теста Фидлера — Ясюковой). Чем лучше у старшеклассника развиты понятийная категоризация и понятийное логическое мышление, тем ниже значения индекса PO, т.е. тем выше самокритичность. Причем хорошее развитие данных интеллектуальных характеристик помогает подростку объективнее оценивать как свои деловые, так и личные качества (Фидлер — Ясюкова, индексы PД и PЛ↓).
Таким образом, результаты исследования опровергают распространенное представление об одаренных учащихся как о детях с завышенной, неадекватной самооценкой, смотрящих на окружающих свысока. Напротив, полученные данные свидетельствуют о том, что хорошее развитие у подростка интеллектуальных операций, обеспечивающих возможность успешного обучения в школе, способствует формированию адекватной самооценки и доброжелательной установки по отношению к окружающим. А недостаточный уровень развития интеллектуальных операций, которые необходимы для освоения гимназических программ, часто сочетается с неадекватной самооценкой и несправедливым отношением подростка к людям.
Однако нами были обнаружены значительные различия в механизмах социальной перцепции 10-классников в зависимости от выбранного профиля обучения. При переходе в старшую школу подростки разделились на три класса: технический (углубленное изучение математики, информатики и физики), гуманитарный (литературы и истории) и универсальный (математики и литературы). Описанные выше зависимости самооценки и коммуникативных установок от интеллектуальных способностей учащихся наблюдаются только в техническом и универсальном классах, а в гуманитарном классе достоверных различий в интеллекте доброжелательных и скептичных учащихся не обнаружено.
Причем сильнее всего доброжелательность и самокритичность зависят от интеллектуального развития подростков в техническом классе. Если у «универсалов» выявлены взаимосвязи этих личностных характеристик только с понятийным логическим мышлением и понятийной категоризацией, то в техническом классе на формирование доброжелательной установки и адекватной самооценки также влияют общий балл по тесту Амтхауэра (АО), метаматематические навыки и оперативная логическая память учащихся, сформированность у них операций образного синтеза и пространственного анализа (А5, А7, А8 и А9). Наиболее самокритичны те «технари», у которых выше уровень интеллекта в целом (АО), лучше отработаны стандартные приемы решения математических задач (А5), выше способность к формированию целостных представлений на основе отрывочной, неполной, несистематизированной информации (А7). Доброжелательнее относятся к окружающим подростки с более высоким уровнем интеллекта (АО) и те, у кого лучше развито пространственное мышление и память (А8 и А9). Кроме того, «технари» с хорошо развитым пространственным мышлением наиболее уверены в себе (Фидлер — Ясюкова, индексы СОД↑и СОО↑), и чем выше у них оперативная логическая память, тем менее они категоричны и субъективны в оценках людей (Фидлер — Ясюкова, индекс ASOО↓).
Можно объяснить столь различную роль интеллекта в формировании самооценки и коммуникативных установок учащихся трех классов следующим образом. Наиболее серьезные требования к интеллектуальному развитию учащихся предъявляют программы технического класса, далее по сложности программ идет универсальный класс, а требования программ (и учителей) к интеллекту «гуманитариев» минимальны. Поэтому учащиеся гуманитарного класса, интеллект которых не соответствует уровню требований гимназических программ математического цикла, вполне успевают по гуманитарным (облегченным) программам своего класса, получают хорошие оценки и не чувствуют себя хуже других. Следовательно, они не нуждаются в психологической защите, которая характерна для «универсалов» и «технарей». Уровень интеллекта учащихся технического и универсального классов может быть не ниже, чем у гуманитариев, но оказывается недостаточен для успешной учебы по более сложным, нежели у гуманитариев, программам. В этом случае неуспешному ученику приходится признавать превосходство одноклассников в освоении более сложных программ, но при этом он убеждает себя, что его одноклассники, может быть, и умнее, но у них множество других недостатков. Подчеркивая эти недостатки, критикуя товарищей, подросток таким образом самоутверждается и чувствует себя лучше. Вместо самокритичности и доброжелательности формируется неадекватная завышенная самооценка и общее скептическое отношение к людям, установка на подчеркивание и преувеличение их недостатков, что усложняет общение и не способствует развитию социального интеллекта.
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что особенности поведения в стрессовых ситуациях тоже связаны с интеллектуальным развитием подростков. Нами не было обнаружено взаимосвязей между стрессоустойчивостью и интеллектом учащихся. Однако, во-первых, была выявлена прямая зависимость между математической интуицией учащихся и их способностью к рациональному разрешению конфликтов: чем выше результаты 10-классников по V субтесту теста Амтхауэра, тем более выражена у них установка на позитивное преобразование стрессовых ситуаций (Розенцвейг, N-P↑). Кроме того, у старшеклассников с более высоким общим уровнем интеллекта (АО) не выражена тенденция к формированию психологической защиты по типу «философского отношения к жизни» (Розенцвейг, М↓). Доказано, что люди с высокими значениями показателя М не склонны обвинять окружающих в своих неприятностях, но и своей вины за происходящее тоже не ощущают. Они считают, что никто не идеален, поэтому бессмысленно кого-либо в чем-то обвинять, да и жизнь так устроена, что во многих случаях от человека ничего не зависит. С одной стороны, такая «философская» позиция позволяет человеку легче переносить неприятности, однако, с другой стороны, она обычно сочетается со скептическим отношением к окружающим и мешает человеку учиться на своих ошибках. Таким образом, данные исследования позволяют сделать вывод о том, что, хотя одаренные 10-классники переживают из-за неприятностей примерно так же, как и их менее способные ровесники, высокий интеллект позволяет им рациональнее подходить к разрешению конфликтных ситуаций. Интеллект помогает учащимся объективнее оценивать свои поступки и поведение других людей и избежать формирования психологической защиты: негативный опыт общения с некоторыми людьми у интеллектуально развитых подростков не приводит к разочарованию в людях в целом.
Нас также интересовал вопрос, какое влияние оказывает интеллект на формирование системы жизненных ценностей учащихся. Использованная в исследовании методика Ясюковой позволяет определить, какие ценности являются доминирующими:
Для того чтобы выяснить, какие жизненные ценности наиболее важны для подростка, ему предлагается список, из которого он должен выбирать наиболее для него значимые и ставить в начало списка, присуждая порядковые номера 1, 2, 3 и т.д., при этом те, которые не имеют значения, не важны, окажутся в конце списка и будут иметь номера 20, 21, 22, 23 и т.д., т.е. подростку предлагается произвести ранжирование списка по степени предпочтения. При обработке происходит группировка ценностей по типам и подсчитываются суммарные ранговые баллы по каждому типу ценностей. Если характеристики какой-либо группы ценностей попадают в основном в начало списка как наиболее важные для подростка, то они и получают наименьший ранговый балл. Чем ниже суммарный ранговый балл, тем важнее для подростка соответствующий тип жизненных ценностей.
Оказалось, что чем выше у учащихся уровень интеллекта в целом (АО) и лучше развиты понятийное мышление, математическая интуиция и образный синтез (А2, А3, А4, А5, А7), тем важнее для них духовно-интеллектуальные и морально-волевые ценности. Приватные базовые, прагматические и эгоистические ценности предпочитают менее интеллектуально развитые 10-классники. Закономерности такого рода были обнаружены не только в техническом и универсальном, но и в гуманитарном классе.
Согласно данным корреляционного анализа, сильнее всего интеллектуальное развитие учащихся влияет на значимость для них приватных базовых и духовно-интеллектуальных ценностей. Взаимосвязи между интеллектом и этими двумя комплексами ценностей показаны в корреляционной плеяде на рисунке 3.14. (При интерпретации следует учитывать, что чем ниже балл, тем более значимы соответствующие ценности, поскольку они в качестве приоритетных попадают в начало списков и в итоге имеют наименьший ранговый балл.) Отрицательная корреляция показывает, что приватные базовые и духовно-интеллектуальные ценности антагонистичны, не могут быть предпочитаемыми одновременно. Чем выше учащиеся ставят базовые личные ценности, тем менее важны для них ценности духовно-интеллектуального развития, и наоборот. Выбор между этими двумя группами ценностей зависит от общего уровня интеллекта учащихся (АО) и от того, насколько полноценно понятийное мышление старшеклассника (А2, А3, А4, т.е. интуитивный компонент понятийного мышления, логический компонент и понятийная категоризация). Только в том случае, если мышление полностью переходит на функционирование по понятийному принципу, у подростков возможно появление научных, духовных, творческих интересов, стремления к саморазвитию и самосовершенствованию.
Если же полноценное понятийное мышление к старшим классам не сформировано, то страдает не только успеваемость, но и внутренний мир подростков. Кругозор таких старшеклассников остается ограниченным, им не интересны ни наука, ни искусство, ни творчество, формируется классическая жизненная позиция обывателя. Кроме того, результаты исследования свидетельствуют о том, что абсолютное предпочтение базовых личных ценностей приводит не только к исключению духовно-интеллектуальных интересов, но и к пренебрежительному отношению к моральным нормам. Чем более значимы для подростка приватные базовые ценности, тем менее важны для него ценности морально-волевые: честность, чистая совесть, ответственность, чувство долга, самодисциплина.
Предпочтение прагматических ценностей также определяется сложившимся у старшеклассников типом интеллекта (см. рисунок 3.15)
Прагматические ценности предпочитают те учащиеся, у которых к 10-му классу сложилось не понятийное мышление, позволяющее осваивать науки, а только практический интеллект (A1 и A7), помогающий подросткам хорошо ориентироваться в различных жизненных ситуациях. Такие учащиеся практичны, нацелены на карьеру и стремятся к материально обеспеченной жизни. К сожалению, согласно результатам корреляционного анализа, выбор прагматических ценностей тоже исключает ценности духовно-интеллектуальные и морально-волевые. Если же у подростка сформирована хотя бы одна операция понятийного мышления — интуитивный анализ (А2), то доминанты прагматических ценностей не образуется.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Уровень и тип интеллекта подростка определяют не только успешность обучения в школе, они также влияют на процесс социализации подростка в целом. Недостатки интеллектуального развития учащихся (несформированность понятийного мышления, недостаточно высокий уровень способностей, необходимых для обучения в специализированных классах) мешают установлению дружеских отношений со сверстниками и формированию адекватной самооценки, затрудняют выбор оптимальных стратегий поведения в стрессовых ситуациях и мешают учиться на своих ошибках. Интеллект во многом определяет и ценностные предпочтения старшеклассников. Только при гармоничном развитии интеллекта возможно появление у подростков духовно-интеллектуальных интересов. В противном случае либо доминирующей окажется позиция обывателя, либо при развитом практическом интеллекте верх возьмут прагматические ценности.
Таким образом, решающее значение для адаптации подростка в социуме имеет его интеллектуальное развитие. Оно влияет на такие показатели успешной социализации, как положительная адекватная самооценка, умение сотрудничать с окружающими людьми, рациональное поведение в конфликтных ситуациях, усвоение желательной с точки зрения социума системы жизненных ценностей. Согласно нашим данным, подростки, интеллект которых позволяет им без проблем осваивать школьную программу, сталкиваются с меньшими трудностями в процессе социальной адаптации.