Аттестация по всем темам
Итоговый междисциплинарный экзамен
Должность
преподаватель ГОУ СПО «Коми республиканский
колледж культуры им. В.Т.Чисталева»
Председатель ПЦК Н. Гусева
Рекомендовано Методическим советом ГОУ СПО «Коми республиканский колледж культуры им. В.Т.Чисталева»
Протокол №_______ от «______»_________________________20____г.
Председатель совета М.А.Анкудинова
Раздел 1.Текущий контроль
Тема 1.1. Понятие «социально-культурная деятельность» 6
Тема 1.2. Досуг как сфера социально-культурной деятельности 15
3.Тема 1.3. Принципы и функции социально-
культурной деятельности 18
4.Тема 1.4. Социальная миссия учреждений культуры 20
5.Тема 2.1. Система социальных институтов 25
6.Тема 2.2. Государство как социокультурный институт 28
7.Тема 2.3. Семья как изначальный социокультурный институт 29
8.Тема 2.4. Общественно-добровольные формирования 29
9.Тема 2.5. Коммерческие структуры в социально-
культурной сфере 30
10.Тема 2.6. Трудовой коллектив как социальный институт 31
11.Тема 2.7. Роль средств массовой информации
в решении социально-культурных проблем 32
12.Тема 3.1. Содержание, формы, средства и методы
13.Тема 3.2. Общая методика подготовки и
проведения досуговых программ 35
14.Тема 3.3. Развивающие информационно-познавательные
технологии социально-культурной деятельности 38
15.Тема 3.4. Многообразие творческой деятельности
любителей в сфере досуга 38
16.Тема 3.5. Социокультурные технологии рекреационно-
17.Тема 3.6. Сущность туристско-рекреационных техно логий
и их использование в процессе социально-
18.Тема 3.7. Этнонаправленные технологии
социокультурного обмена и сотрудничества 42
19.Тема 3.8. Методология и методика
социологических исследований досуга 44
20.Тема 3.9. Организационно-методическая поддержка
21.Тема 4.1. Основные направления и принципы работы
22.Тема 4.2. Особенности работы с молодежной аудиторией 47
23.Тема 4.3. Поддержка культурной активности людей
24.Тема 4.4. Социально-культурная адаптация инвалидов 49
25.Тема 4.5. Роль учреждений социально-культурной сферы
в решении проблем национально-
этнических общностей, мигрантов и
других специфических групп населения 50
26.Тема 4.6. Методика организации общения людей
Раздел 2. Рубежный контроль
1.Вопросы к экзамену по дисциплине
2.Защита курсовых проектов: Тематика курсовых работ
Раздел 3. Итоговый контроль
1.Вопросы к итоговому междисциплинарному экзамену
по специальности «Социально-культурная деятельность
и народное художественное творчество»
Приложение: Ответы к заданиям
Контрольно-измерительные материалы по предмету «Социально-культурная деятельность» составлены в соответствии с программой, к каждой теме курса (текущий контроль), а также предлагаются вопросы по рубежному контролю и вопросы к итоговому междисциплинарному экзамену по дисциплине.
В пособии представлены контрольно-измерительные материалы, включающие в себя такие работы, как: комбинированные, творческие задания для дифференцированного тематического контроля знаний, умений и навыков студентов, контрольно-тренировочные задания, тесты и самостоятельные работы.
Предусмотрены задания, как базового, так и повышенного уровней сложности. Это:
— задания с выбором ответа: а) задания, содержащие предметный вопрос и предлагающие несколько ответов на него, один из которых правильный. Проверяемый уровень знаний – базовый; б) задания, предлагающие для анализа два суждения по определенной проблеме курса и требующие определить их истинность. Проверяемый уровень знаний – повышенный.
— задания с кратким ответом. Среди них четыре разновидности: а) задания, требующие восполнить пробел в схеме (базовый уровень проверки знаний); б) задания, требующие вставить пропущенное слово или словосочетание в предложенной фразе (повышенный уровень проверки знаний); в) задания на установление соответствия позиций, предложенных в двух столбцах или колонках (повышенный уровень); г) задания повышенного уровня на выбор нескольких правильных ответов из предложенного списка.
— задания со свободным развернутым ответом. Среди них следующие разновидности: а) задания на перечисление признаков, характеристик какого-либо явления или объекта одного класса (базовый уровень проверки знаний); б) задания, требующие раскрытия какого-либо теоретического положения (понятия) на конкретном примере (повышенный уровень).
Сборник дополнен приложением: «Ответы к заданиям».
Пособие адресовано студентам и преподавателям колледжа культуры.
Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
1.С каким определением Вы согласны (подчеркните правильный ответ)
а) обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно-целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры;
б) совокупность интересов, духовных и материальных ценностей, норм и стилей жизни, характерных для определения возрастных, профессиональных и иных социальных общностей.
2.Предложите наиболее распространенные формы культурно-досуговой деятельности XVIII – начала XX вв.
3.Какое продолжение фразы совпадает с Вашим мнением (подчеркните правильный ответ)
Важнейший принцип педагогики досуга – это:
а) принцип дифференцированного подхода к различным слоям населения;
б) принцип интереса.
4. Какое продолжение фразы совпадает с вашим мнением
(подчеркните правильный ответ):
Специалист-организатор досуга участвует:
а) в решении жизненных проблем семьи, детей, подростков, других социальных групп
б) в решении региональных проблем в ис торико- культурной, экологической, ре лигиозной и других сферах, являющих ся общими для различных социальных групп;
в) в создании благоприятной среды для социально-культурной активности и инициатив населения в сфере досуга.
5.Перечислите характерные черты социально-культурной деятельности
6.Выделите из предложенного (подчеркните правильный ответ)
Какие группы или отрасли включает в себя социально культурная сфера:
б) культура, искусство и средства массовой информации;
в) общественное питание;
г) образование и профессиональная подготовка кадров;
е) бытовое обслуживание;
ж) физическая культура и спорт;
з) социальное обеспечение.
I. Подберите предложенные термины к данным определениям понятий
Термин Определение понятия
___________________________- область социально-культурной активности, проявляемой в сфере
совокупность основанных на концептуальном представлении о роли и месте культуры в жизни общества организационно-управленческих принципов, материально-технических, финан совых, информационных, кадровых ресурсов, правового обеспечения и практических мер.
человек, социальные группы, общество.
___________________________- процесс хоминизации, социализации и индивидуализации личности; внедрения культурных начал во все сферы жизнедея тельности.
___________________________- развитие личности средствами культуры.
___________________________- процесс и результат включения человека в социум, освоения и
воспроизводства им социального опыта, принятия требований норм и принципов общественных отношений, формирование и реализация детерминированных обществом гражданских, нрав ственных, профессиональных, семейных и иных значимых функций.
___________________________- создание благоприятных условий для развития творческих потенций личности, ее способностей и дарований; стимулирование процесса реализации единичных и особенных природных и социальных свойств человека, общественное признание его уникального вклада в социально-культурное творчество.
__________________________- это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно-целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры.
__________________________- совокупность интересов, духовных и материальных ценностей, норм и стилей жизни, характерных для определенных возрастных, профессиональных и иных социальных общностей.
совокупность процессов, явлений и результатов духовно-практической деятельности по созданию, распространению и освоению произведений искусства или материальных пред метов, обладающих эстетической ценностью.
__________________________- целенаправленная и осознанная активность человека, обеспечивающая создание, освоение, сохранение, распространение и дальнейшее развитие духовных и материальных ценностей.
__________________________- вещественные памятники достижений человечества в производственной, духовной и общественной жизни, способные удовлетворять духовные и эстетические потребности человека и од новременно содержащие в себе художественную, мемориаль ную или иную ценность.
_________________________- непреходящие ценности культуры, закрепленные идеалах, языке, искусстве, традициях, памятниках истории и др. переда ваемых из поколения в поколение атрибутах совокупного духовного опыта человечества.
_________________________- система единых ценностей, образцов духовной жизни и миро понимания, которые выработало человечество не протяжении своего развития.
_________________________- процесс и результат развития и функционирования совокупности форм общественного сознания (нравственного, эстетического, политического, правового, религиозного и т.д.), проявившегося в науке, искусстве, просвещении, образовании и иных сферах бытия и реализации интеллектуально-сущностных сил человека.
_______________________- система духовных ценностей, отражающая идеалы современного человека и определяющих нравственность личности на добро вольное, осознанное служение обществу, это совокупность спо собов и результатов конструктивной, созидающей деятельности людей, в которой воплощается, утверждается и развивается чело веческая духовность.
________________________- культура, порожденная противоречивостью урбанизации, разрушением локальных сущностей и др. последствиями научно-технической революции. Эта культура определяется стихийными реакциями населения, стандартизованным характером произ водства и потребления, широким тиражированием произведе ний искусства, которые утрачивают свою уникальность.
_______________________- специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в процессе и результатах мате риального и духовного производства, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
_______________________- интегральное качество личности, отражающее ее жизненную позицию и находящее свое выражение в нравственно мотивиро ванном стремлении и готовности участвовать и проявлять ини циативу в деятельности, связанной с созданием, освоением, сох ранением и дальнейшим развитием ценностей культуры.
________________________- часть общего бюджета времени, свободная от выполнения профессиональных, гражданских, семейных, физиологических функций и иных непреложных дел, в которой личность выбирает вариант действий с учетом своих склонностей, материальных возможностей, физического состояния и уровня культуры.
социально-культурная активность; культура; массовая культура; духовная культура; гуманитарная культура; общече ловеческая культура; объект культурной политики; культур ная политика; цель, сверхзадача культурной политики, пред мет культурной политики; социально-культурная деятель ность; культурная деятельность; субкультура; культурные ценности; художественная культура; культурное наследие; свободное время; культурно-досуговая деятельность; индиви дуализация; социализация.
1.Проанализируйте посещаемость учреждений культуры и домашних занятий в свободное время населения вашего города, района, села (в %).
Посещение учреждений культуры
Посещают учреждения культуры часто
Причины низкой посещаемости учреждений культуры
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ДОСУГА
1.Определите нормативно-правовые акты (целевые программы) Республики Коми по предложенным целям:
1.Цель: Совершенствование системы патриотического воспитания граждан в Республике Коми
2.Цель: обеспечение полноты и качества услуг, предоставляемых государственными библиотеками и музеями населению Республики Коми
3.Цель: Развитие культурно-досуговой и профессиональной деятельности, направленной на творческую самореализацию населения в Республике Коми
4.Цель: сохранение историко-культурного наследия – основы культурного потенциала, самобытности и самоидентификации Республики Коми как самостоятельного субъекта Российской Федерации и обеспечение доступа населения к объектам культурного наследия
5.Цель: кадровое обеспечение учреждений отрасли «Культура» в Республике Коми
6.Цель: обеспечение полноты и качества услуг, предоставляемых государственными театрально-зрелищными и концертными организациями населению Республики Коми
7.Цель: осуществление комплекса мер по улучшению положения и качества жизни пожилых людей
8.Цель: создание правовой, организационно-управленческой и экономической среды, направленной на развитие въездного и внутреннего туризма в Республике Коми
9.Цель: укрепление репродуктивного здоровья родителей и повышение авторитетности рождения ребенка
10.Цель: содействие гражданскому становлению и самореализации молодежи, увеличению вклада молодого поколения в экономическое и социальное развитие Республики Коми
11.Цель: Развитие инфраструктуры отрасли «Культура» в Республике Коми, соответствующей потребностям современного общества
12.Цель: создание современного многофункционального этнокультурного комплекса «Финно-угорский этнокультурный парк», осуществляющего функции общественно-политического и делового характера международного уровня.
13.Цель: реализация права ребенка жить и воспитываться в благополучной семье путем системных изменений в Республике Коми в организации работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, реабилитации семей группы риска, развитии семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
14.Цель: максимальное развитие потенциала ребенка-инвалида в целях его подготовки к самостоятельной жизни по достижении 18 лет
1.Подберите 3-4 высказывания по теме: «Мыслители прошлого о свободном времени (досуге)»
2.Подберите 5-7 пословиц и поговорок разных народов, раскрывающих значение термина «досуг»
1.Определите рейтинг популярности форм досуговой деятельности, используемых учреждениями культуры
Тема 1.3. Принципы и функции социально-культурной деятельности
1.Каким понятиям соответствуют данные определения:
а).Категории, выражающие проявление ее свойств и предназначенности к определенным конструктивным действиям, реализующим культуросозидающие возможности общества и стимулирующим культурно-творческое развитие личности, это:____________________________________________________________
б).Наиболее общие положения, которые отражают объективно существующие, внутренне обусловленные, необходимые и устойчивые связи и отношения, складывающиеся в процессе создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры, и предопределяющие ее направленность, характер, содержание и формы, это:____________________________________________________________
2.Охарактеризуйте важнейший принцип педагогики досуга — принцип интереса
3.Что из указанного относится к принципам социально-культурной деятельности (подчеркните правильный ответ)
а) добровольность и общедоступность социально-культурной деятельности;
б) развитие инициативы и самодеятельности;
в) активизация местной культурной жизни, усиление местной самодеятельности и локального своеобразия;
г) преемственность и последовательность вовлечения инди вида в мир культуры;
д )развертывание системы домашнего досуга.
4.Предложите социальную функцию учреждений культуры клубного типа
5. Соотнесите предложенные функции с их определениями
6.Используя функции социально-культурной деятельности, заполните следующую таблицу:
1.Из предложенного перечня ценностей заполните таблицу (внесите их цифровые обозначения)
мы используем все возможности для достижения самого высокого уровня профессионализма и постоянно ищем новые пути совершенствования
мы выполняем то, что обещаем, и мы честны с нашими клиентами, поскольку именно их доверие является нашим наиболее ценным достижением.
мы предлагаем наиболее современные технологии и представляем услуги, которые удовлетворяют постоянно возрастающие потребности наших клиентов.
— мы работаем так, чтобы отдача от нашей деятельности была максимальной.
мы — команда единомышленников, которая работает для наших клиентов, придерживаясь высокого уровня деловой этики и эффективного взаимодействия.
мы разрабатываем и предлагаем услуги, которые максимально полезны для наших клиентов и легки для понимания и использования.
мы — компетентные специалисты, ответственные по отношению к клиентам, партнерам и нашим коллегам.
— мы предоставляем нашим акционерам полную и достоверную информацию.
2.Соотнесите четыре основные стратегические цели компаний с соответствующим им содержанием (отметьте стрелочками):
3.Соотнесите предложенные организации с формулировками миссий, им соответствующих (отметьте стрелочками):
Предложите свою уникальную миссию, цели, задачи организации, ответив на предлагаемые вопросы:
Раздел II. Социально-культурная деятельность как общественная система
1.Ознакомиться с деятельностью организации социально-культурной сферы (по программе, предложенной преподавателем)
1.Дать характеристику организации по следующим позициям:
1.Сформулируйте предложения, направленные на повышение эффективности управленческих решений, принимаемых государственными органами по ускорению культурного развития страны
1.Предложите «портфель» форм по работе с семьей учреждений культуры вашего региона
Опишите опыт творческой социальной практики общественных организаций вашего региона
Тема 2.5. Коммерческие структуры в социально-культурной сфере
1.Предложите направления коммерческой деятельности культурно-досуговых учрежде ний
1.Дайте характеристику трудовым коллективам вашего региона (сфера функционирования, форма собственности, комплекс услуг социально-культурного содержания, предлагаемый сотрудникам):
Тема 2.7. Роль средств массовой информации в решении социально-культурных проблем
(бюллетень, содержащий материал для срочной публикации – тема на выбор).
Раздел III. Технологии социально-культурной деятельности
Тема 3.1. Содержание, формы, средства и методы социально-культурной деятельности
1.Расставьте предложенные термины к данным определениям:
Термин
Что это? Определение понятия
(Термины для определения понятий: сценарий, средства, идея, композиция, драматургия, формы, методы)
2.В следующих предложениях заполните пропущенные места:
3.С каким определением Вы согласны? Замысел – это (подчеркните правильный ответ)
а) возможность применения многообразных средств интеллектуально-эмоционального воздействия, способных одновременно увлечь большое количество людей;
б) задуманное автором построение программы, включающей в себя разработку основной мысли (темы, идеи) и элементы творческого процесса
4.Определите порядок структурных элементов композиционного построения сценария
г) основное развитие действия;
5.Какие из средств не относятся к средствам культурно-досуговой деятельности:
а) изобразительные б) природные
в) технические г) финансовые
6.Предложите формы работы в зависимости от способов организации клубной аудитории:
7.Что на ваш взгляд относится к групповым формам (подчеркните правильный ответ)
а) народные гуляния б) беседы
в) кружки г) дискотеки
8.Это элемент, деталь метода, вспомогательное средство (подчеркните правильный ответ)
а) вопрос б) прием
в) термин г) способ
9.Световая, аудио- и видеоаппаратура относится к (подчеркните правильный ответ):
а) техническим средствам
б) художественным средствам
в) финансовым средствам
Тема 3.2. Общая методика подготовки и проведения досуговых программ
1.Проанализируйте мероприятие (на выбор) по предложенной структуре:
Структура анализа культурно-массового мероприятия
1. Представление мероприятия (его наименование, уровень, периодич ность, категорию участников, форму проведения и т. п.)
Дата проведения мероприятия
Время проведения мероприятия
Цель проведения мероприятия
Анализ структуры мероприятия (удачное использова ние формы культурно-массового мероприятия; художественная выразитель ность и художественный уровень, оригинальность режиссерского решения, ис пользование современных технических средств культурно-досуговой деятельности)
Производственные показатели приоритетных направлений клуб ной деятельности
(на какие категории на селения направлено данное мероприятие)
Развитие жанров народного творчества (театральное, фольклорное, му зыкальное, хореографическое, любительское искусство и т. д.)
Сохранение традиционной народной культуры (артефакты, былины, сказы, особая манера звукоизвлечения, инструменты, бытующие в данной местности, записи фольклор ных экспедиций и т. д.)
(кадровые, финансовые, информа ционные ресурсы)
Выводы и предложения
Тема 3.3. Развивающие информационно-познавательные технологии социально-культурной деятельности
1.Предложите ресурсы для информационно-образовательной деятельности культурно-досугового учреждения вашего региона:
2. Предложите информационно-образовательные услуги, культурно-досугового учреждения вашего региона:
Тема 3.4. Многообразие творческой деятельности любителей в сфере досуга
1.Составьте паспорт любительского объединения
1.Полное наименование культурно-досугового учреждения, на базе которого действует клуб по интересам
2.Название любительского объединения, клуба по интересам
3.Год создания _____________________________________________
5.Направление объединения, клуба
9. Наличие совета
10. Число участников объединения
11. Формы работы клуба
12. Оказание платных услуг
13. Деятельность клуба или объединения осуществляется за счет
Тема 3.5. Социокультурные технологии рекреационно-развлекательного досуга
1.Раскройте структуру дискотечной программы
2.Какие условия следует учитывать при подборе игр для дискотеки (подчеркните правильный ответ)
а) сочетание музыкальных произведений;
б) тема диско-программы;
в) интерьер помещения;
г) время года, день недели;
д) характер монтажа;
е) контингент играющих;
ж) что проводить до начала игры;
з) цель игры;
и) написание литературного сценария;
к) чередование, последовательность игр.
а) Первый уровень требований, предъявляемых к ведущему дискотечной программы – предрасположенность (пригодность) – определяется качествами:_____________________________________________________
б)Второй уровень предполагает:____________________________________
в)Третий уровень – имеется в виду__________________________________
4.Перечислите виды конкурсов
5.Определите порядок структурных элементов конкурсных программ
а) представление жюри;
б) приветствие, разминка, домашнее задание;
в) представление участников;
г) вступительная часть: музыкальная или зрелищная заставка, создающая праздничное настроение;
д) подведение общего итога и награждение победителей;
е) игровые формы конкурсных заданий.
Положение о конкурсе включает в себя:
Тема 3.6. Сущность туристско-рекреационных техно логий и их использование в процессе социально-культурной деятельности
1.Создайте сценарный план игры-путешествия «По родному городу (селу, поселку) с путеводителем»
— расположение и ландшафт
— климат и туристские сезоны
— культурный туризм (национальная кухня, музыка и танцы, литература, культурно-исторические объекты и т.д.)
— отдых, развлечения, праздники
— покупки, сувениры
— информация (турцентры, агентства)
Задание выполняется отдельным приложением-книжкой (по аналогии, заданной преподавателем)
Тема 3.7. Этнонаправленные технологии социокультурного обмена и сотрудничества
1.Предложите сценарный план акции, направленной на сохранение и возрождение национальных культур, традиций, обычаев, этнокультурного обмена, взаимного обогащения и сближения представителей разных национальностей на территории Республики Коми (по предложенной структуре):
Структура проектного обоснования акции
1. Форма и название акции
2. Характеристика проблем и ресурсов инициатора проведения акции
3. Вид, цель и задачи акции
5. Сценарный план акции:
5.1. Открытие акции
5.2. Основные события
Тема 3.8. Методология и методика социологических исследований досуга
1.Самостоятельно заполнить карту наблюдениямероприятие по выбору преподавателя)
Дата, место проведения___________________________________________
Характеристика зрительской аудитории
Карта наблюдения за ведущим программы
Подсчет единиц анализа ведется по 3-бальной системе: 1 — «плохо», 2 — «хорошо», 3 — «очень хорошо». Ситуации: 1 — начало программы, 2 — кульминация, 3- окончание.
Тема 3.9. Организационно-методическая поддержка деятельности учреждений культуры
1.Предложите информ-релиз «Ваш деловой кейс»: информация о новых изданиях, полезных публикациях, в том числе из Интернет-сайтов, нововведениях, грантах, презентациях, конференциях, семинарах, печатной продукции методической службы вашего региона.
Раздел IV. Дифференцированные технологии социально-культурной деятельности
Тема 4.1. Основные направления и принципы работы с детьми и подростками
1. Заполните карту-анализ организации социально-культурной деятельности с детьми и подростками
1. Заполните карту-анализ организации социально-культурной деятельности с молодежной аудиторией
Тема 4.3. Поддержка культурной активности людей среднего и пожилого возраста
1. Заполните карту-анализ организации социально-культурной деятельности с людьми среднего и пожилого возраста
1. Заполните карту-анализ организации социально-культурной деятельности с инвалидами:
Тема 4.5. Роль учреждений социально-культурной сферы в решении проблем национально-этнических общностей, мигрантов и других специфических групп населения
1.Какой из приведенных примеров отклоняющегося поведения нарушает правовые нормы (подчеркните правильный ответ):
а) знакомый стал фанатом хоккейной команды
б) ученики шумно ведут себя на уроке
в) чиновник вымогает взятку
г) сосед стал активистом оппозиционной политической партии
2. Какой из примеров отклоняющегося поведения заслуживает осуждения (подчеркните правильный ответ):
а) увлечение историей рок-группы
б) чрезмерное употребление спиртных напитков
в) увлечение массовыми историческими играми
г) посещение митинга, участники которого протестуют против политики правительства
3.В чем причина отклоняющегося поведения среди молодежи (подчеркните правильный ответ):
а) резкие и глубокие перемены в обществе
б) стремление человека к материальному благополучию
в) «человек живет в отсеке сегодняшнего дня», когда будущее кажется далеким и расплывчатым
г) разрыв между провозглашенными целями и реальной действительностью
4.Верно ли, что: а) отклоняющееся поведение обязательно носит отрицательный характер; б) отклоняющееся поведение свойственно только молодежи (подчеркните выбранный вами ответ):
а) верно только а
б) верно только б
в) верны оба суждения
г) оба суждения неверны
5.Что из перечисленного приводит к нежелательным последствиям отклоняющегося поведения (подчеркните правильный ответ):
а) чудачество д) наркомания
б) преступность е) религиозность
Тема 4.6. Методика организации общения людей в социально-культурной сфере
1.Какое продолжение фразы совпадает с Вашим мнением (подчеркните правильный ответ):
Социально ориентированное общение – это:
а) формирование сознания и поведения отдельной личности.
б) один или несколько человек вступают в контакт с относительно большой группой людей.
в) общение на уровне удовлетворения познавательных, эстетических, творческих, развлекательных, рекреационных потребностей.
2.Выделите из предложенных вариантов основные компоненты межличностного общения (подчеркните верные, на Ваш взгляд, варианты):
элементы структуры взаимодействия при общении:
4.Предложите три основных вида складывающихся в процессе культурного общения межличностных отношений:
5.Выделите из предложенных вариантов основные функции культурного общения (подчеркните верные, на Ваш взгляд, варианты):
а) мемориальная функция
б) познавательная функция
в) деловая функция
г) аналитическая функция
д) объединяющая функция
е) функция дифференциации личностного поведения
ж) информационная функция
з) регулятивная функция
6. Предложите логически цельный цикл эффективного управления общением:
Вопросы к экзамену
по дисциплине «Социально-культурная деятельность»
1.Важнейшие сферы и основные цели социально-культурной деятельности, классификация ее характерных черт.
2.Понятие «досуг», его природа. Анализ концепций досуга.
3.История досуга: своеобразие досуговой деятельности различных слоев российского общества в XIV – XVII вв.
4.Содержательная деятельность массовых культурно-образовательных учреждений конца XIX – начала XX вв. в сфере досуга.
5.История досуга: работа учреждений культуры в 20 – 40-е гг.
6.Тенденции развития культурно-досуговой деятельности в 50 – 90-е гг.
7.Культурная программа на ХХ1 век: основные проблемные поля.
8.Система принципов и основные функции социально-культурной деятельности.
9.Специфика и механизм общения в технологии социально-культурной деятельности.
10.Социально-культурная среда учреждений культуры и ее восприятие.
11.Учреждения культуры клубного типа, их назначение и характер деятельности.
12.Характеристика аудитории социально-культурных учреждений.
13.Семья как ведущий социально-культурный институт.
14.Социально-психологический портрет подростков, формы досуговой работы с ними.
15.Поддержка культурной активности людей среднего и пожилого возраста.
16.Методика организации информационно-познавательной, просветительной деятельности и самообразования.
17.Дискуссионно-диалогические формы – яркое проявление сущности развивающей информационно-познавательной технологии.
18.Организационные условия профилактики девиантного поведения средствами социально-культурной деятельности.
19.Методика культуротворческой деятельности.
20.Организация вечеров общения, празднеств, культурных акций.
21.Сущность творческой деятельности и особенности творчества любителей.
22.Социологические исследования в развитии социально-культурной деятельности.
23.Социально-досуговые общности, виды и формы отдыха и развлечений за рубежом.
24.Специфические особенности, цели и задачи методического обеспечения социально-культурной деятельности.
25.Творческое развитие личности в игровых формах досуга.
26.Современные трудовые коллективы: их влияние на социально-культурную среду региона.
27.Информационные услуги в социально-культурной сфере.
28.Общественно-добровольные формирования, действующие в рамках свободного времени людей.
29.Основные направления самореализации молодежи в условиях досуга.
30.Социально-культурная адаптация инвалидов.
Второй вопрос билета:
Защита практической работы: Общая характеристика социально-культурной деятельности как общественной системы в конкретном регионе.
Охарактеризовать, используя вопросы:
Тематика курсовых работ по дисциплине
по специальности «Социально-культурная деятельность
дисциплина: «Социально-культурная деятельность»
1.Понятие социально-культурной деятельности и ее место в духовной жизни общества.
2.Досуг как сфера социально-культурной деятельности.
3.Семья – ведущий институт в сфере социального воспитания и досуга.
4.Основные направления самореализации детей, подростков, молодежи в условиях досуговой деятельности.
5.Дифференцированные методики: поддержка культурной активности различных групп населения.
6.Социологические исследования в развитии теории и практики социально-культурной деятельности.
7.Многообразие творческой деятельности любителей.
8.Социокультурные технологии рекреационно-развлекательного досуга.
10.Методика организации информационно-познавательной, просветительной деятельности и самообразования.
11.Инфраструктура сферы культуры.
12.Специфические особенности, цели и задачи методического обеспечения социально-культурной деятельности.