Тест на аргументы по истории

тест на аргументы по истории Тест по истории

Более 80% выпускников ежегодно «заваливают» задание на аргументацию, теряя драгоценные баллы. Как же не пополнить печальную статистику и написать блестящий ответ на задание 19 в ЕГЭ по истории?

тест на аргументы по истории

Как это решать? Разбор задания 19 в ЕГЭ по истории

Задания № 19.

Два факта из мировой истории и истории России, приведение аргументов в подтверждение предложенной точки зрения на данные события.

19.В том же десятилетии, когда в России было отменено крепостное право, в США было отменено рабство. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что оба указанных события повлияли на дальнейшую внутреннюю политику правительств в странах, где они произошли: один аргумент для России и один для США. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргумент для России: __________

Аргумент для США: __________

1) Аргументы для России: с отменой крепостного права крестьяне перестали находиться под опекой помещиков, которые ими ранее владели, и у правительства возникла необходимость создания органов местного самоуправления, которые бы управляли хозяйственными делами в соответствии с социально-экономической обстановкой в каждом регионе страны; была проведена земская реформа;
2) Аргументы для США: после отмены рабства в США бывшие плантаторы-рабовладельцы пытались вернуть свою власть над бывшими рабами, для чего в южных штатах ими были приняты «черные кодексы», которые почти полностью воспроизводили действовавшие до Гражданской войны законы о рабах; Конгрессом США был принят закон, отменявший «черные кодексы», власти США приступили к «радикальной реконструкции Юга», целью которой было не допустить возвращения рабства.

За задание № 19 – 3 балла.

Вернутьсяк списку тестов по истории ЕГЭ

ЕГЭ по истории России является не обязательным. Экзамен сдают только на выбор выпускника, если будущий абитуриент собирается поступать на исторический факультет или на такие специальности, как политология, туризм, международные отношения, менеджмент и другие смежные направления.

История по праву считается одной из самых сложных дисциплин, поэтому для подготовки потребуется приложить чуть больше усилий и времени. Специально разработанные тематические тесты ЕГЭ по истории бесплатно помогут разобраться в хронологической последовательности исторических событий, освежат в памяти уже запомнившиеся даты и предоставят массу новой информации.

На сайте представлены пробные тестирования по периодам, начиная с древности и заканчивая современностью. Перед тем, как приступить к прохождению опроса, рекомендуется сначала углубиться в изучение определенного периода, выписать и запомнить даты важных событий, провести анализ исторической ситуации и подобрать нужные аргументы для последующего рассуждения на эту тему.

Найти и пройти тесты ЕГЭ на сайте очень просто. Все опросы разбиты по категориям и структурированы:

Также есть тестирования с ответами, связанные с отдельно взятыми известными и знаковыми битвами, войнами и восстаниями. Стоит заметить, что именно знание событий и дат уже дают более половины успеха.

Главные сложности в ЕГЭ по истории

В первых 19-ти вопросах единого экзамена от выпускника потребуется краткий ответ на заданный вопрос. Вот здесь как раз и пригодятся регулярные тренировки с тестами на сайте. За счет постоянного повторения через опросы можно добиться практически автоматического запоминания хронологии исторических событий, дат, фактов, выдающихся личностей, сыгравших важную роль в российской и всемирной истории.

Все тренировочные тестирования с баллами. Количество набранных баллов и общие результаты предоставляются тут же по окончанию опроса. Не нужно торопиться с ответами, вспомните событие, временной отрезок и основных исторических личностей и тогда проходной балл в ВУЗ станет не мечтой, но реальностью.

тест на аргументы по истории

Версия ЕГЭ по истории 2022 года сильно отличается от КИМ-2021, но изменения не так страшны, как может показаться на первый взгляд. Из плюсов — отметили историческое сочинение, из минусов — сократили продолжительность экзамена с 235 до 180 минут. Какие еще изменения внесли разработчики ФИПИ — расскажем в этой статье.

тест на аргументы по истории

Демонстрационный вариант ЕГЭ по истории с сайта ФИПИ

тест на аргументы по истории

тест на аргументы по истории

тест на аргументы по истории

тест на аргументы по истории

тест на аргументы по истории

тест на аргументы по истории

тест на аргументы по истории

тест на аргументы по истории

Полная демоверсия ЕГЭ по истории 2022 года и критерии оценивания можно посмотреть на сайте ФИПИ. Еще на портале размещен открытый банк заданий, в котором собраны новые варианты экзамена.Пройдите прямо сейчас бесплатный онлайн-тест по истории на сайте «Россия — страна возможностей», чтобы проверить свои знания и при необходимости заполнить пробелы.

Как сдать ЕГЭ по истории на высокие баллы? В чем особенности экзамена в этом году? Что нужно повторить и на что обратить внимание при подготовке? На эти и другие вопросы отвечает эксперт Московского центра качества образования Диана Фадеева.

В 2022 году выпускники будут сдавать единый государственный экзамен по истории по новой модели. Рассмотрим задания, которые претерпели изменения по сравнению с прошлым годом, и задания, которые появились впервые в этом году.

Изменения в первой части

В первой части экзамена изменения коснулись заданий 4 и 10.

Изменения во второй части

Во второй части экзаменационной работы обновлены задания 14 и 15, направленные на работу с изображениями. В прошлой модели ЕГЭ подобные задания были в первой части.

В модели ЕГЭ 2022 года в этих заданиях требуется определить отдельные характеристики изображений на основе их анализа и объяснить свой ответ.

Полезные ресурсы для самоподготовки к экзамену

Изображение на обложке: Александр Кряжев / РИА Новости

(на основе демонстрационного варианта 2022 г)

Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности.

1) Съезд князей в Любече

2) Призвание варягов

3) Первый созыв английского парламента

Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

1) с. Семлево на р. Полянке

2) Принятие Соборного уложения

3) 1583 г.

4) 1649 г.

5) Нижний Новгород

6) заключение мира между Россией и Пруссией

8) заключение перемирия с Речью Посполитой

9) 1634 г.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Установите соответствие между фамилиями деятелей российской культуры XVII—XVIII вв. и их произведениями.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Прочтите отрывок из допроса бывшего командующего Черноморским флотом.

Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) Описанные в документе события произошли в октябре 1917 г.

2) Правительство, которое пришло на смену прежнему, называлось Временное.

3) Автор телеграммы — сторонник продолжения войны с Германией.

4) Автор лояльно относится к новой власти.

5) Новое правительство поддержали все слои русского общества.

6) Россия выиграла эту войну.

7.Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Рассмотрите схему и выполните задание

тест на аргументы по истории

Напишите название битвы, представленной на схеме.

Напишите имя полководца, который командовал войском, отмеченном на схеме цифрой «1».

10. Назовите имя полководца, командовавшего войском, отмеченном на схеме цифрой «2».

Какие суждения, относящиеся к событию, обозначенному на схеме, являются верными. Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) битва состоялась во время нашествия монголо-татар на юго-западные русские земли

2) один из полководцев, участвовавший в битве, в последствие был канонизирован русской Церковью

3) битва была примером междоусобных войн на Руси периода политической раздроб-ленности

4) в составе войска одной из сторон сражался отряд половцев

5) результаты битвы имели большое значение для укрепления внешнеполитического авторитета Московского княжества

6) земли, на которой состоялась битва, принадлежали Великому Новгороду

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 12-13. Ответы предполагают использование информации из источника, а так же применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из исторического очерка:

Почему предпочтение было отдано Романовым? Укажите не менее трёх аргументов.

13. Какие обстоятельства предшествовали началу правления династии Романовых на русском престоле? Укажите не менее двух положений. Кто был первым представителем этой династии?

Рассмотрите изображение и выполните задания 14, 15.

тест на аргументы по истории

14. Назовите человека, изображенного на иллюстрации.

Используя изображение, укажите и обоснуйте какой титул был у данного человека.

15. Какой из представленных ниже культурных объектов был создан в период жизни исторического деятеля, изображённого на иллюстрации? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот культурный объект. Назовите автора данного культурного объекта.

тест на аргументы по истории

16. Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

Б) «Его королевское величество Свейское уступает сим за себя и своих потомков и наследников свейского престола и королевства Свейского его царскому величеству и его потомкам и наследникам Российского государства в совершенное неприкословное вечное впадение и собственность в сей войне, чрез его царское величество оружия от короны Свейской завоёванные провинции: Лифляндию, Эстляндию, Ингерманландию и часть Карелии с дистриктом Выборгского лена.

Укажите название войны, к которой относятся оба представленных отрывка. Укажите название любого морского сражения, которое прошло в ходе данной войны. Приведите одно любое суждение, которым автор одного из отрывков указывает на высокие боевые качества российских воинов.

В 1796 г. умерла Екатерина Великая. Укажите три позитивных для России итога внешней политики Екатерины II.

18. Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «закупы». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

Реки были важным фактором формирования и развития государства как в Древнем Двуречии, так и в Древней Руси. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что оба указанных фактора повлияли на дальнейшую судьбу данных государств: один аргумент для России и один для Древнего Двуречья. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Аргумент для России: _______________________________________________

Аргумент для Древнего Двуречья:__________________________________________

тест на аргументы по истории

Данный вариант тестовых заданий составлен по теме «Древняя Русь. Первые князья» в формате ЕГЭ. Тестирование поможет при подготовке к ЕГЭ.

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1)Принятие Ольгой христианства

2)Битва под Доростолом

3)Образование Священной Римской империи

Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) 9-10 веков ( правления первых князей)

1)полюдье;  2)местничество;  3)закупы;

4)переложное земледелие; 5)урочные лета; 6)уроки.

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

Запишите термин, о котором идёт речь.

Сбор дикого мёда на Руси.

Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

А) В год 6390 (882). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся младенца Игоря. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де «мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», и показал Игоря: «А это сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила — за церковью святой Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это мать городам русским». И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью.

Б) Мы же этот договор написали на двух хартиях: и одна хартия находится у нашего царского величества — на ней же изображен крест и написаны наши имена; а на другой (написали имена) ваши послы и ваши купцы. Отправляясь (назад) вместе с послом нашего царского величества, пусть (они) препроводят ее к великому князю русскому Игорю и к его людям; и те, получив хартию, пусть присягнут, что будут истинно соблюдать то, о чем мы договорились и что мы написали на этой хартии, на которой написаны наши имена.

Мы же (клянемся): те из нас, кто крещен, клянемся в соборной церкви церковью Святого Ильи, предлежащим честным крестом и этой хартиею соблюдать все, что на ней написано, и ничего из того (что в ней написано) не нарушать; а если это нарушит (кто-либо) из нашей страны, князь ли или кто иной, крещеный или некрещеный, да не получит он помощи от бога, да будет он рабом в этой жизни и в загробной и да будет он заколот собственным оружием.

1)Данный договор был менее выгоден Руси, чем подписанный с этим государством ранее.

2)Данный князь считается основателем государства по антинорманнской теории.

3)События, описанные в фрагменте, были изложены Илларионом

4)Князь, о котором идёт речь во фрагменте, был приглашён на княжение вместе со своими братьями.

5)Автор данного письменного памятника — монах.

6) Данный князь потерпел сокрушительное морское поражение, в котором «греческим огнём» был погублен  славянский флот.

Что из перечисленного относится к налоговой реформе Ольги? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

2)объезд князем и его дружиной земель с целью сбора дани

3)первое административное деление Руси

4)введение сроков сдачи дани

6) появление погостов и становищ

Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) ______________ реформа была проведена княгиней Ольгой.

Б) «Александром нашей древней истории» назвал Н.М.Карамзин____________, завоевавшего огромные территории.

В) После битвы ________________ князь вынужден был заключить мир с Византией и покинуть Балканы.

Установите соответствие между событиями и участниками этих событий:

Прочтите отрывок из произведения и напишите фамилию автора.

«Начало Российской Истории представляет нам удивительный и едва ли не беспримерный в летописях случай. Славяне добровольно уничтожают свое древнее правление и требуют Государей от Варягов, которые были их неприятелями. Везде меч сильных или хитрость честолюбивых вводили Самовластие (ибо народы хотели законов, но боялись неволи): в России оно утвердилось с общего согласия граждан: так повествует наш Летописец — и рассеянные племена Славянские основали Государство, которое граничит ныне с древнею Дакиею и с землями Северной Америки, с Швециею и с Китаем, соединяя в пределах своих три части мира. Великие народы, подобно великим мужам, имеют свое младенчество и не должны его стыдиться: отечество наше, слабое, разделенное на малые области до 862 года, по летосчислению Нестора, обязано величием своим счастливому введению Монархической власти».

Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

2) Племенное княжение на Руси — первая форма государственности

3)Провозглашение Карла Великого императором

4)начало распада родоплеменного строя у восточных славян, появление неравенства.

8) Складывание предпосылок на Руси для образования государства

9)Правление Юстиниана в Византийской империи

Прочитайте отрывок из произведения византийского писателя Прокопия Кесарийского.

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

1)Восточные славяне находились в тесном контакте с другими странами.

2) Жертвоприношения — обязательный ритуал восточных славян.

2)Религия восточных славян — монотеизм, то есть они верили в одного бога

4)Восточные славяне вели оседлый образ жизни.

5)Восточным славянам свойственны языческие верования.

6) Восточные славяне отливались высоким ростом, физической силой.

тест на аргументы по истории

Напишите имя князя, в правление которого данный водный путь находился под его полным контролем.

Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «3».

Напишите цифру, обозначающую место проживания племён, пригласивших на княжение варягов.

Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1)В период правления первых русских князей этот водный путь был единственным на Руси.

2)Князь, установивший контроль над данным водным путём, был убит во время полюдья.

3)Из Византии по данному пути везли на Русь вина, пряности, ювелирные и стеклянные изделия, ткани, книги.

4)Данный путь уже к 11 веку утратил своё значение на Руси.

5)Данный водный путь способствовал как внутренней, так и международной торговле Руси.

6)Основным плавательным средством восточных славян данного периода была ладья.

Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками:  к  каждой  позиции  первого  столбца  подберите соответствующую позицию из второго столбца.

тест на аргументы по истории

Какие суждения о картине художника являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1)На картине изображён князь, не сумевший подписать выгодный торговый договор с Византией.

2) Художник, создавший картину, не был передвижником.

3)Это иллюстрация художника к известному произведению русского классика 19 века.

4) Князь, изображённый на картине, покорил множество городов Дунайской Болгарии.

5)Картина отражает языческие верования  в Древней Руси.

Какие  из  представленных  картин художников отражают период, изображённый на картине в задании 18? В ответе запишите две цифры, которыми обозначены эти картины.

Для записи ответов на задания этой части (20–25) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (20, 21 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.Для записи ответов на задания этой части (21–29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

К VI в. славяне заняли Волынь (волыняне) и южные степи вплоть до Черного моря (тиверцы и уличи). Заняли славяне также и бассейн Припяти, где поселились древляне, и южную Белоруссию, где осели дреговичи («дрягва» – болото). В северной части Белоруссии расселились западные славяне – венеды. Кроме того, уже в VII или VIII в. два других западнославянских племени – радимичи и вятичи – распространились на юг и восток до Сожа, притока Днепра, и до Оки, притока Волги, поселившись среди местных угро-финских племен.

Славяне селились небольшими группами в деревнях; обороняться от русов, оказавшихся жуткими разбойниками, им было трудно. Добычей русов становилось все ценное. А ценным тогда были меха, мед, воск и дети. Неравная борьба длилась долго и закончилась в пользу русов, когда к власти у них пришел Рюрк.

Л.Н.Гумилёв. «От Руси до России»

Укажите столетия, в рамках которых происходили события, упомянутые в сочинении  историка. Какие названия восточных славян он называет?. В каком году начал княжить правитель, о котором Л.Гумилёв упоминает  в своём труде?

Какие племена жили на территории Руси в данный период? Назовите три из них.

Названия племён славян часто отражали территории, на которых они селились.

Объясните названия двух племён, о которых идёт речь в данном отрывке.

Княгиня Ольга приняла в 957 г. христианство. Назовите причины этого события( не менее трёх причин)

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Святослав – образец полководцев великих, которые снискали славу побед, уважение за государственное устройство и благо».

( Историк Н.Чеботарёв)

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 879-912 г.;

2) 912-945 г.;

3) 962-972 г.

В сочинении необходимо:

– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов),

относящихся к данному периоду истории;

– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

В н и м а н и е!

При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данных период;

– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оцените влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

Разбор и оценка возможных ответов в задании 19

И, наконец, чтобы окончательно закрепить материал, давайте посмотрим на несколько примеров аргументов.

Попробуйте сначала самостоятельно оценить предложенные ответы, а потом сопоставьте свои оценки с экспертными. Это хорошая тренировка!

тест на аргументы по истории

Ответ №1

«Аргумент для России: в XIII в. на Руси был период политической раздробленности, князья враждовали, поэтому Русь ослабла в военном плане и с 1237 г. попала в зависимость от Орды в ходе похода хана Батыя в 1237-1238 гг.

Аргумент для Греции: раздробленность V-IV вв. в Греции привела к падению этого великого государства и захвату его Римской империей, и как последствие, потеря независимости Греции и ассимиляции древнегреческого народа».

Оценка: 2 балла, приведён полноценный аргумент для Руси; аргумент для Древней Греции неправильный. Ситуацию в Древней Греции не вполне корректно называть «раздробленностью». Кроме того, Древняя Греция в IV в. до н.э. была завоёвана не Римской империей, а Македонией.

Ответ №2

«Аргумент для России: в XIII в. на Руси была установлена зависимость от Золотой Орды. Одним из условий была поставка русских воинов в ордынскую армию. Это значительно преуменьшало военный потенциал русской армии. Помимо этого, на Руси часто начинались антиордынские выступления, которые жестко пресекались Ордой, это также привело к дефициту хороших воинов на Руси.

Аргумент для Древней Греции: в V-IV вв. до н.э. в Греции был так называемый союз между полисами, в случае внешнего вторжения так и случилось: в 5 веке до н.э. на Грецию напала Персия, но они смогли отразить это нашествие путём объединения полисов».

Оценка: 3 балла, аргумент для России правильный несмотря на то, что в нем идёт речь о ситуации, когда русские княжества и земли уже оказались в зависимости от Орды. Действительно, привлечение русских воинов к участию в походах монголов, подавление антиордынских выступлений в XIII в. объективно ослабляло военную мощь Руси. Аргумент для Древней Греции также принимается. Действительно, объединение полисов позволило победить Персию в ходе греко-персидских войн.

Если вы хотите хорошо написать задание 19, практикуйтесь как можно больше. Не забывайте также готовиться и к другим заданиям: на ЕГЭ по истории нужно действительно много знать — и российскую, и зарубежную историю. Не получить высокий балл и без умения мыслить аналитически и находить яркие параллели между историческими событиями. Наконец, нужно научиться мыслить трезво и не паниковать, если у вас что-то не получается.

Чтобы не нервничать на экзамене и получить высокий балл, записывайтесь на наши курсы по подготовке к ЕГЭ по истории. У нас вы научитесь решать все задания правильно и быстро. На занятиях мы разбираем критерии оценивания, изучаем ловушки каждого вопроса и учимся правильно оформлять ответы. Ни один вредный эксперт не придерется 😉

Ответы на самые популярные вопросы о ЕГЭ по истории

Эксперты ФИПИ, проверяющие работы участников ЕГЭ по истории, в прямом эфире онлайн-консультации «ЕГЭ – это про 100!» ответили на самые часто задаваемые вопросы о Едином государственном экзамене по истории.

В спецификации можно посмотреть, сколько времени должно уходить на выполнение каждого задания. Если придерживаться этих рекомендаций, времени (экзамен длится 3 часа) хватит на ответы на все вопросы.

В кодификаторе прописано, какие темы и периоды проверяются на экзамене. В этом документе указано, что рубежные события, которые упоминаются в заданиях КИМ, связаны с 2014 годом. В 2022 году на ЕГЭ по истории вопросов по событиям позже 2014 года (включительно) не будет, до этой даты – могут быть.

Формулировки причин и следствия должны быть точными. Вам нужно указать 3 причины и три следствия. Если указать больше, например, 6, но только три будут правильными, баллы не снимаются, просто засчитают верные.

Должны быть указаны родовой и видовой признаки понятия. Ограничений по количеству признаков нет, главное, чтобы определение было однозначно трактуемым (подходило только к понятию, которое определяется, и ни к какому другому).

тест на аргументы по истории

Связь задана уже в самом задании. События связаны чаще всего по смыслу, реже хронологически (например, отмена крепостного права в России и рабства в Америке – в одно десятилетие). Чаще события связаны по смыслу, но хронологически относятся к разным периодам. Вам нужно фактами аргументировать ответ – разные аргументы: один для России, для другой страны – отдельный.

тест на аргументы по истории

Необязательно. Если вы уверены в дате, можете написать ее. Если нет, лучше не пишите – это будет ошибка.

В критериях оценивания нет требований, сколько должно быть фактов, дат или слов. Аргумент – это некая точка зрения, которую надо доказать фактом. Вы должны пояснить, как факт доказывает точку зрения. Ответ полный, если он поясняет, как факт (не оценочное суждение!) подтверждает аргумент.

Последствия хронологически отстоят от события, а результаты сразу следуют за ним. Поэтому человеческие потери – это скорее результат, а не последствия.

А. Фокина обратила внимание на то, что, по статистике, наибольшие трудности вызывают задания по периоду XIX–XX век.

тест на аргументы по истории

Гости трансляции эксперт ФИПИ, учитель истории школы «Летово» Александра Фокина, учитель истории школы № 109 Василий Марьин ответили на гораздо большее количество вопросов зрителей марафона об особенностях содержания и выполнения различных заданий в ЕГЭ по истории.

Больше информации об экзамене по истории – в записи трансляции в ВК и на YouTube.

тест на аргументы по истории

тест на аргументы по истории

Эксперт в области образования

Ловушки и подводные камни задания 19

Согласно спецификации ЕГЭ по истории, задание на аргументацию относится к категории заданий высокого уровня сложности, и это неслучайно. Составители экзамена уделяют особое внимание умению выпускников формулировать полноценные аргументы, что выходит, к сожалению, у немногих.

Прежде всего, важно разобраться со структурой аргумента. На наших курсах по подготовке к ЕГЭ по истории я учу выпускников строить аргумент по трёхчастной модели. Эта структура условная, но она помогает понять логику аргумента.

Формула аргумента

Аргумент = факт (неоспоримое знание) + пояснение (содержательное, раскрывающее факт в контексте предложенной точкой зрения) + клише* (которое придаёт аргументу законченный вид, опционально).

Так, например, для задания из примера выше, корректным аргументом по истории России будет следующий вариант:

В XVII веке в России началась церковная реформа патриарха Никона. Реформа шла при участии государства. Противники реформы сопротивлялись её проведению. В 1668–1676 гг. произошло Соловецкое восстание, в ходе которого монахи оказали вооружённое сопротивление царским войскам, что подтверждает тезис о том, что обсуждение религиозных вопросов провоцировало вооружённую борьбу.

Давайте разберём наш аргумент на составляющие.

Безусловным плюсом новой модификации задания является то обстоятельство, что отныне указание лишь фактов (правда, в количестве двух штук) уже принесёт вам один первичный балл. И неважно, относятся ли оба факта к одной и той же стране или же вы смогли вспомнить по одному факту для каждой. То есть, если бы вы привели только два факта, например, «в XVII в. России началось проведение церковной реформы патриарха Никона (1), а в 1668-1676 гг. произошло Соловецкое восстание (2)», 1 балл был бы у вас в кармане.

Важно понимать, что сам по себе факт, не помещённый в исторический контекст, в 90% случаев ничего не подтверждает и не опровергает, и потому не может быть принят в качестве аргумента. Таким образом, если вы приведёте положение «в 1668-1676 гг. произошло Соловецкое восстание», оно не будет засчитано за аргумент, так как, хотя и указывает на вооружённую борьбу, но не содержит информации о том, как эта вооружённая борьба связана с обсуждением религиозных вопросов.

Как быть с всемирной историей?

Всеобщая история издавна пугает выпускников на экзамене. Но если раньше она встречалась только в первой части ЕГЭ, а её знание проверялось на уровне механического запоминания 114 дат, то с 2022 года ситуация усложнилась. Теперь работать со всемирной историей придётся в задании с развёрнутым ответом.

Чтобы вы не растерялись в последние месяцы перед экзаменом, отвечаю на самые горячие вопросы по специфике работы со всеобщей историей в задании 19 в ЕГЭ по истории.

Как узнать, какие события / явления / процессы истории зарубежных стран могут встретиться в задании 19?

В этом вам поможет кодификатор событий всеобщей истории из официальных документов ФИПИ:

тест на аргументы по истории

Обратите внимание: на скриншоте лишь часть из списка зарубежных процессов и явлений, которые могут встретиться в задании 19 в ЕГЭ по истории. Полный список смотрите в кодификаторе

Предложенный перечень (и его продолжение до конца ХХ века) поможет вам сформировать первичный «фронт работы».

И что, мне надо зазубрить все события из списка?

Чтобы подготовка стала действительно эффективной, для начала нужно сделать два списка:

Далее фиксируйте важнейшую информацию по каждому из них:

Как понять, какое событие зарубежной истории может быть сопоставлено с событием из российской истории в задании 19?

Важно понимать, что задание на аргументацию проверяет не «сухие» факты, а конкретные навыки выпускников, такие как:

Со строением аргумента вы уже разобрались, осталось понять, как овладеть навыком анализа и сравнения исторических событий разных стран и периодов. В этом вам поможет универсальный инструмент — синхронистическая таблица. В ней вы сможете синхронизировать события не только по хронологии (например, в XVI веке в Русском государстве была опричнина, а в Европе — Реформация), но и по значимости / схожести исторических процессов.

тест на аргументы по истории

Пример таблицы на соотнесение событий всемирной и Отечественной истории

Множество исторических процессов может быть «запараллелено» таким способом. Главное — уделять внимание и время ведению подобной таблицы. Это обязательно принесёт свои плоды, а работу с теорией превратит из механического заучивания в эффективный инструмент систематизации и запоминания информации.

Новая модель задания на аргументацию 2022

С 2022 года задание на аргументацию (бывшее задание 24) полностью видоизменилось. Раньше вам нужно было привести как минимум четыре аргумента (два — за и два — против предложенной точки зрения) для получения максимального балла. Теперь в задании 19 вам необходимо составить лишь два аргумента в подтверждение тезиса из задания. Однако не все так просто. С этого года задание включает в себя элементы всеобщей истории, а значит для получения полного балла (напомню, теперь оно оценивается в три балла) вам придётся продемонстрировать знания не только по Отечественной истории, но и по истории зарубежных стран.

Посмотрим на критерии оценивания задания 19:

тест на аргументы по истории

Вот, сколько баллов вы получите в зависимости от того, как выполните задание

Если хотите эффективно подготовиться к ЕГЭ и поступить на бюджет, записывайтесь на наши онлайн-курсы по подготовке к экзамену. Мы подробно разбираем критерии оценивания каждого задания и научим вас давать ответы, которые эксперты оценят на максимальный балл.

А вот и пример задания по новой модели 2022 года:

тест на аргументы по истории

Как получить максимальный балл за задание 19 в ЕГЭ по истории?

Вы на финишной прямой! Разобрав по косточкам задание, переходим к последним штрихам — ещё пара полезных советов, которые упростят жизнь при подготовке к исторической аргументации.

Прежде всего, это степень детализации вашего аргумента. Чтобы проверить себя, обязательно задайте простой вопрос своим аргументам — «И что?». Если такой вопрос логичен для вашего ответа, значит что-то в нём не так: либо приведён только факт, который никак не подтверждает точку зрения, либо в вашем пояснении пропущено важное логическое звено, которое не позволяет раскрыть этот факт в контексте задания.

Если в задании предложено аргументированно обосновать, что деятельность Владимира Мономаха способствовала укреплению центральной власти в государстве, а в ответе вы пишете: «Владимир Мономах принимает “Устав”», то на подобный ответ так и напрашивается вопрос «И что дальше?». Ведь из него вовсе не ясно, каким образом этот замечательный «Устав» способствовал укреплению власти. Содержательного пояснения, которое бы увязывало ваш факт с точкой зрения, здесь нет.

Такой нехитрый способ поможет вам проверить себя на экзамене. А чтобы повысить свои шансы на успех и получение максимального балла, открываю небольшой секрет — в задании 19 в ЕГЭ по истории отсутствуют штрафные баллы. А это значит, что из всех приведённых аргументов засчитаны будут только верные. Поэтому главный принцип работы с заданием — чем больше положений вы смогли написать, тем лучше.

Оцените статью
Тест по истории