тесты по истории херсонеса

тесты по истории херсонеса Тест по истории

по истории Древнего мира

с использованием краеведческого материала

Ф.И.О. преподавателя: Оленченко Анастасия Владимировна

Тема урока: «Я гражданин Херсонеса»

Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний и способов деятельности

Форма урока: Игра «Брейн – ринг»

I. Приемы и методы учителя по формированию УУД.

II. Методы стимулирования мотивации:

III. Методы контроля и самоконтроля в обучении:

3. Здоровье сберегающие технологии.

V. Методическое обеспечение урока и средства обучения:

VI. Подготовка к уроку:

I этап. Повторительно – обобщающий урок в форме игры «Брейн – ринг», через который происходит изучение и освоение программного материала. Данный выбор обусловлен возрастными особенностями детей, которые воспринимают мир через чувства и образы.

Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по истории Древней Греции и Херсонеса

II этап. Подведение итогов игры.

Цель: Анализ учебной деятельности на уроке и ее оценивание

III этап. Рефлексия.

Цель: Изучение и анализ субъективного отношения ребенка к проведенному уроку

IV этап. Домашнее задание (многовариативность пояснение)

Цель: развитие навыков самостоятельной работы

Основные понятия по теме: «Я гражданин Херсонеса»

1. Организационный момент

2. Мотивация к учебной деятельности: «Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по Древней Греции, побываем и в Древнем Херсонесе».

3. Постановка целей и задач. Учащиеся формулируют самостоятельно. «Целью нашего путешествия будет повторение и закрепление знаний по истории Древней Греции, Античного Херсонеса, политическому устройству полиса. Определим значение греческой культуры в мировой истории.

4. Вступительное слово учителя: Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами будем не только свидетелями, но и участниками удивительных событий. Мы окажемся на главной площади города, будем голосовать на Народном собрании, пройдемся по пыльным улицам древнего Херсонеса, увидим изумительные беломраморные базилики. Нас удивит былая мощь и величие оборонительных стен, не знающих себе равных во всем Северном Причерноморье. А в античном театре будем наслаждаться звуком божественной эллинской речи, вместе с жителями города переживать судьбы незабываемых героев Гомера и Софокла. Итак, мы на главной площади города Агоре. Поспешим же на Народное собрание. Сегодня мы нарушим древнегреческую традицию. Пусть сегодня будут присутствовать все, кто захочет. Истинный гражданин должен не только беззаветно любить свой народ и свою Родину, но и знать его историю. Без знания истории невозможно строить будущее.

Но кого мы видим. К нам на народное собрание пожаловал иноземный гость.

Слова скифа: я Гнур, друг скифского царя Анахарсиса. Сегодня я прошу сделать исключение для меня и разрешить присутствовать на народном собрании. Мой друг, царь скифского государства, часто приезжает в Херсонес, он попал под влияние греческой культуры, искусство, он очарован вашей религией, по его приказу статуи греческих богов теперь возвышаются у мавзолеев скифских царей. Мой народ не понимает своего царя, его обвиняют в предательстве, в том, что он отказался от отеческих святынь, скифских традиций и веры. Над царем нависла смертельная опасность, его хотят убить.

Добрые соседи, свободолюбивые греки помогите мне скифу понять вашу историю, культуру искусства. И тогда не прольется кровь.

1 Архонт: Граждане Херсонеса!

Совет города! Нарушим традицию, разрешим скифу присутствовать на народном собрании. И пусть каждое наше слово убедит варваров в превосходстве греческой культуры, великой греческой демократии, силе и могуществе наших богов. С этой минуты каждый получает задание — мы должны доказать варвару, что Херсонес – это истинный греческий полис.

На доске появляется надпись: Проблемное задание: доказать, что Херсонес – это истинный греческий полис.

5. Основная часть урока. Игра.

Задание № 1. Обозначить на контурной карте:

Устно определить причины греческой колонизации.

Задание № 2. Викторина. Вопросы по истории Древней Греции и Херсонеса.

Задание № 3. Религия Древних греков. Дидактический материал: «О каком боге идет речь ?»

Молнии блеск огневой, ослепительно, вечно живущей,

Молнии той, чей удар в смятенье ввергает природу;

Этим огнем направляешь по миру ты разум всеобщий;

Всюду проносится он, меж светил великих и малых.

Ты повелитель всего, над всем величайший владыка».

По бесконечной земле он и по морю многим скитался;

Страшного мною и сам совершил, да и вынес не мало».

Диких коней укрощать и спасать корабли от крушенья».

Вечноживущих царицу, с лицом красоты необычной,

Громкогремящего Зевса родную сестру и супругу славную».

Страшные реки, потоки великие,

Здесь океана воды глубокие льются,

Никто переплыть их не может сам».

Но тяжко и молчать, и говорить об участи моей.

Ведь я, злосчастный страдаю за благодеянье смертным

Божественное пламя я похитил

Сокрыв в стволе пустого тростника

И людям стал наставником огонь

Во всех искусствах помощью великой

Задание № 4. Текст с ошибками. В этом тексте кроются три исторические ошибки. Найди их и обоснуй свой ответ.

Дидактический материал: «Запыленный путник идет по улице Херсонеса. Он с удивлением видит, что херсонеситы спешат с разных концов города в одну и ту же сторону. Путник обращается к женщине средних лет: «Скажите, куда все идут?». Она отвечает: «Мы спешим на народное собрание, будет обсуждаться вопрос о посылке военного отряда в Калос – Лимен, которому угрожают скифы. Пойдем со мной, чужеземец. Увидишь все сам». Путник, раскуривая потухшую трубку, двинулся вслед за женщиной»

Задание № 5. Крылатые выражения. Учитель: Древнегреческая история, мифы, поэмы Гомера обогатили языки многих народов прекрасными образными выражениями. Учащиеся выполняют задание: Как сказали бы греки?

Жестокие законы ____________________________________________________

Долгие, полные приключений странствия _______________________________

Причину ссоры мы называем __________________________________________

Сложный, запутанный вопрос _________________________________________

Самые крупные спортивные соревнования ______________________________

Подарок, сделанный с коварным замыслом ______________________________

Лживые обещания уподобляем пению сладкоголосых _____________________

Уязвимое место мы называем __________________________________________

Путеводная нить – это ________________________________________________

Задание № 6. Прояви творчество. Задания командам:

1. Перед вами картина «Афинский акрополь». Представьте себе, что вы — экскурсовод, которому нужно познакомить чужестранцев с одним из прекраснейших мест Афин. Проведите экскурсию.

2. Перед вами картина «Народное собрание в Херсонесе». Какие вопросы могли обсуждать на Народном собрании граждане Херсонеса? «Оживите картину».

3. Давайте с вами побываем в античном театре. Расскажите чужестранцу – скифу о любимом развлечении греков

Задание № 7. Анализ исторического документа

Присяга граждан Херсонеса

Клянусь Зевсом, Гераклом, Девою, богами и богинями Олимпийскими и героями, кои владеют городом, областью и укреплениями херсонеситов. Я буду единомыслен относительно благосостояния города и граждан и не предам Херсонеса, ничего никому, — ни эллину, ни варвару, но буду охранять для народа херсонеситов. А хлеб свозимый с равнины продавать только в Херсонесе. Не нарушу демократии и желающему предать или нарушить, не дозволю и заявлю правящим в городе.

1. Какими богами и почему клялись херсонеситы ?

2. Что больше всего оберегали херсонеситы ?

3. Почему граждане клялись «хлеб свозимый с равнины продавать только в Херсонесе» ?

Скиф: Я убедился, что вы создали великую культуру. Я хорошо понимаю своего друга скифского царя и расскажу скифам обо всем, что я видел.

Итог: Херсонес – греческий полис

Учитель: Говоря об истории Древней Греции и Херсонеса мы не можем обойти своим внимание древнегреческую культуру. Греки гордились своими достижениями в области культуры (храмами, скульптурами и т.д.). И в последующем развитии, человечество будет неоднократно обращаться к греческим архитектурным памятникам, скульптурам, как к образцовым, классическим. Для многих представителей культуры древнегреческое искусство станет образцом для подражания.

Вывод: Древнегреческая культура оказала сильнейшее влияние на всю мировую культуру последующих эпох. На этом уроке мы повторили историю Древней Греции: древнегреческих богов, военачальников, известных людей и события, произошедшие в те далекие времена. Мы ежедневно пользуемся многими греческими по происхождению словами: многие имена носят греческие корни (например, Константин, значит постоянный), алфавит, демократия, театр, но некоторые слова изменили свой первоначальный смысл, например, педагог, означал раба, сопровождающего сына богатого гражданина в школу, а современное – учитель, то же самое слово стиль и т.д.

Рефлексия (Учащиеся делают выводы, обмениваются мнениями, проводят связь с современностью).

Учитель выставляет оценки.

Домашнее задание: Составить кроссворд по истории Древней Греции и Херсонеса.

Греческие колонии

тесты по истории херсонеса

31.01.2021.
Тест. История, 5 класс

Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей.

Список вопросов теста

По какой причине греки покидали родину?

Варианты ответов

Выберите два верных ответа. Греки основывали поселения на берегах

Вопрос 4

Какие три города из перечисленных были основаны греческими колонистами?

Вопрос 5

Укажите три верных положения из перечисленных.

Вопрос 6

Товары, вывозимые греческими купцами из колоний в Грецию.

Укажите четыре верных положения из перечисленных.

Вопрос 7

Товары, вывозимые греческими купцами из Греции в колонии.

Вопрос 8

Каким образом греческие переселенцы обустраивали свой быт на новом месте?

Вопрос 9

Кому был посвящен праздник виноделов?

Вопрос 10

Укажите три последствия греческой колонизации

Великая Отечественная война — самая трагическая страница в истории Херсонесского музея. Сохранить богатейшую археологическую коллекцию, архив, библиотеку и само городище удалось лишь благодаря мужеству и самоотверженности сотрудников заповедника. Как происходила эвакуация экспонатов и где они находились во время войны? Кто в период севастопольской обороны спасал от разрушений архитектурные остатки древнего города? Что происходило на территории музея после захвата Севастополя немцами в 1942 году?

О жизни Херсонеса в 1941-1945 и людях, сохранивших для нас Херсонесский музей, — в новом выпуске «Копнём глубже!» с Татьяной ПРОХОРОВОЙ, кандидатом исторических наук, заведующей Научно-архивным отделом музея-заповедника «Херсонес Таврический»

Тесты на знание истории России, её народов и традиций – это не только способ проверить свой уровень знаний и повод лишний раз задуматься о нашем единстве в многообразии

Флаги, гербы, гимны. Хорошо ли вы знаете символику российских регионов и городов?

Тест Рыночная экономика для 8 класса с ответами. Тест состоит из 10 заданий.1. Что называют «главным мотором» рыночной экономики?1) монополию
2) предложение
3) конкуренцию2. Что является основой спроса?1) потребность
2) предложение
3) потребление3. Что произойдет если цена единицы товара станет высокой?1) упадет спрос
2) возрастет спрос
3) оба варианта неверны4. Что означает термин «рыночное равновесие»?1) когда спрос преобладает над предложением
2) свободное ценообразование
3) выгодная сделка5. Кто автор термина «невидимая рука рынка»?1) Ф. Хайек
2) Адам Смит
3) Иозиф Шумпетер6. Что является главным принципом рынка?1) инфляция
2) монополия
3) выгодная сделка7. Благодаря чему люди в рыночной экономике достигают лучшего для себя результата?1) благодаря монополии
2) благодаря конкуренции
3) благодаря выгодной сделки между продавцом и покупателем8. Что влияет на спрос и предложение на рынке?1) потребность
2) конкуренция
3) платежеспособность9. Каковы условия функционирования рынка?1) монополия
2) рыночное равновесие
3) невидимая рука рынка10. В зависимости от чего пребывает предложение?1) от цены
2) от спроса
3) от влияния невидимой руки рынка
Ответы на тест Рыночная экономика для 8 класса
1-3
2-1
3-1
4-2
5-2
6-3
7-3
8-3
9-2
10-1

Тест по истории Киевской Руси

// НОВОСТИ //

тесты по истории херсонеса

ИСТОКИ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Наш тест средней сложности по древне-русской истории времен Киевской Руси пригодится как школьникам, для закрепления знаний или в качестве контрольной работы перед экзаменом, так и взрослым, для повторения давно пройденного в школе или прочитанного уже после ее окончания.

Из 17 вопросов онлайн экзамена по средневековой истории России многие можно отнести к разряду «экспертных», на другие дает ответы дополнительная историческая литература, остальные более или менее освещаются современными учебниками 6 или 7 классов.По завершении теста есть возможность проверить правильность ответов и получить оценку.

Тесты, экзамены, контрольные работы с ответами

Русский язык. ЕГЭ тест, 11 класс

История. Древний Человек, 5 класс

История. Древний Египет, 5 класс

История. Древняя Греция, 5 класс

История. Древний Рим, 5 класс

История. Александр Македонский

История. Христианская церковь

История России, Киевская Русь, 6 класс

История России, 15 век, 6 класс

История России, 16 век, 6-7 класс

Биология, Членистоногие, 7 класс

Биология, Насекомые, 7 класс

Биология, Рыбы, 7 класс

Биология, Земноводные, 7 класс

Биология, Пресмыкающиеся, 7 класс

Биология, Птицы, 7 класс

Биология, Млекопитающие, 7 класс

Биология, Итоговый тест, 7 класс

Биология, Сборник тестов, 7 класс

Биология, Органы чувств человека, 8 класс

Биология, Нервная система человека, 8 класс

Биология, Кожа, выделительная система, 8 класс

Биология, Система пищеварения человека, 8 класс

География. ЕГЭ тест, 11 класс

География. Занимательные факты

География, 5 класс

География, Гидросфера Земли, 6 класс

География, Итоговый тест, 6 класс

Английский язык, 4 класс

Английский язык, 5 класс

Английский язык, 6 класс

Английский язык, 7 класс

Английский язык, 8 класс

Английский язык, 9 класс

Английский язык, 10 класс

Английский язык. Типичные грамматические ошибки

Математическая вертикаль 2017, вариант 3

Математическая вертикаль 2018, вариант 1

Математическая вертикаль 2018, вариант 2

Тест на знание футбола

Полезные советы и документы

Как записать ребенка в школу

Как подготовить ребенка к школе: советы родителям

Что необходимо приобрести первокласснику к 1 сентября

Примерный набор для первоклассника

Рекомендации родителям первоклассников

Адреса ЦПМПК Москвы

Документы для ЦПМПК

Результаты Москвы на Всероссийской олимпиаде 2009-2016

Результаты и рейтинг московских школ по результатам регионального этапа всероссийской олимпиады 2016 года

Категории социально незащищенных семей

Статьи, рейтинги

Создать рисунок онлайн

Играть в шахматы онлайн

3D модель Солнечной системы

Популярные книги нашего времени

Кадетские корпуса России

Средние баллы ЕГЭ школьников России

Выбор учебного заведения

Стоимость урока репетитора в Москве

Шахматные партии, этюды, задачи

Тест по английскому языку

Особенности репетиторского ремесла

Рейтинг лучших школ Москвы 2022 года

Рейтинг RAEX лучших школ Москвы 2022 года

Рейтинг лучших школ Подмосковья 2022 года

Рейтинг лучших школ Москвы 2021 года

ЕГЭ рейтинг 2021 года

Рейтинг лучших школ Москвы 2020 года

ЕГЭ рейтинг 2020 года

Рейтинг лучших школ Москвы 2019 года

ЕГЭ рейтинг 2019 года

Рейтинг лучших школ Москвы 2018 года

ЕГЭ рейтинг 2018 года

Рейтинг лучших школ Москвы 2017 года

Рейтинг лучших школ Москвы 2016 года

Рейтинг лучших вузов России 2018 — 2019

Рейтинг негосударственных колледжей

Результаты ЕГЭ-2016 школ Москвы

Результаты московских школ на Всероссийской олимпиаде 2016-2021

Рейтинг колледжей Москвы 2021-2022

Рейтинг колледжей Москвы 2019-2020

Рейтинг колледжей Москвы 2017-2018

Справка, информация

Профильные классы школ Москвы

Государственные бюджетные школы Москвы

Адреса школ Москвы

Вакансии учетелям в Москве

Оставить отзыв

Уникальные артефакты Южного пригорода Херсонеса15 июля 2022 21:24Читатели «Комсомолки» первыми узнают о находках, обнаруженных в ходе самых масштабных раскопок за историю Херсонеса.

тесты по истории херсонеса

Уже больше года в Гагаринском районе Севастополя на территории бывших военных частей ведутся археологические раскопки, тесно соседствующие со строительством историко-археологического парка, в структуре которого будут созданы новая школа искусств, филиал международного центра «Артек», корпуса для выставок, посвященных античному и византийскому периодам истории Юго-Западного Крыма и истории православия. Общая площадь раскопок — более 40 тыс. кв. м. Это самые масштабные раскопки за все время исследований Херсонеса.Когда-то эта территория была Южным пригородом Херсонеса. Да и в средневековье жизнь тут била ключом. Эта местность по своему ландшафту является балкой, в ней пластами лежат целые эпохи, так еще и намывало туда все, что только можно, со всей округи. Концентрация артефактов тут зашкаливает. Здесь никогда не было черных копателей: территория была военной и закрытой. Находки датируются как периодом от IV века до н.э., так и порой Крымской войны.В Южном пригороде Херсонеса в разное время располагался некрополь, местность использовалась для захоронений, а также хозяйственная зона, с мастерскими по обжигу керамики, садами, огородами. Об этом свидетельствует большое количество колодцев на территории. У каждого хозяина был свой колодец для полива участка.Уже найдены несколько миллионов артефактов, часть из них уникальна для всего причерноморского побережья, и аналоги им еще предстоит найти. Самой значимой находкой в Южном пригороде Херсонеса стал погребальный комплекс, состоящий из героона, храма и гробницы-колумбария. Отдельного внимания заслуживают детское захоронение и находки, обнаруженные в нем.Но давайте обо всем по порядку. Экскурсия начинается. Комментировать древности будут Александр Аветиков, начальник 4-го раскопа, научный сотрудник Института истории материальной культуры Санкт-Петербурга, и старший научный сотрудник центра спасательной археологии Института истории материальной культуры РАН Виктор Вахонеев.ГероонГероон — так называют место погребение достойного человека, героя. Это мог быть военачальник или общественный деятель, совершивший что-то значимое и великое, в честь которого жители демократического полиса Херсонес дружно решили воздвигнуть памятник.Одна из рабочих версий: в герооне был захоронен один из основателей Херсонеса. Но ученые сомневаются, поскольку время основания Хероснеса и создания героона не совпадают. Херсонес был основан в конце V века, а героон – в конце IV, около 100 лет разницы между этими событиями.

тесты по истории херсонеса

Ранее героон представлял собой двухэтажное сооружение. Помещение на первом этаже было предположительно закрытым, а на втором — открытым, там могли находиться статуя героя или алтарь. Перед герооном находится культовая площадка, на которой могли совершаться какие-то действия, посвященные его памяти. К сожалению, героон был существенно разрушен, еще в римское время его начали разбирать на строительные камни, и так продолжалось вплоть до средневековья.Полевые работы на этом участке уже окончены, но археологические исследования на этом не завершаются. Теперь ученым предстоит искать аналогии, изучать похожие находки на Балканах, в Средней Азии, чтобы найти указания, кто же мог быть захоронен в этом комплексе.- Это Южный пригород Херсонеса, и изначально эти территории использовались для погребения, вплоть до средневековья. Потом были периоды хозяйственного освоения, тут расположились подсобные участки, огороды, сады, мастерские по обжигу керамики, камнедобывающие артели. Кроме героона, на этой же территории были найдены кремационные площадки, где кремировали людей. Около ста штук. Это конструкция – ямка, обмазанная глиной и обожженная. В таких ямках проходил ритуал кремации, потом, после сжигания, останки собирали, пепел помещали в урны или амфоры и устанавливали в колумбарии или захоранивали в землю, — рассказывает Александр Аветиков.

тесты по истории херсонеса

Также был найден еще один уникальный для северного Причерноморья погребальный комплекс – толос. Это сооружение круглой формы с куполообразной кровлей, внутри которого находился каменный саркофаг со свинцовой погребальной урной. Сейчас он засыпан песком: такие меры пришлось принять, чтобы не повредить находку во время дальнейших раскопок.Урны для праха изготавливались из разных материалов. Была найдена разбитая свинцовая урна, сплющенная бронзовая и множество керамических, глиняных. Обнаруженные захоронения говорят о большом разнообразии погребальных обрядов жителей Херсонеса того времени. Умерших хоронили в простых ямах, ямах с подбоем, склепах, массово практиковалась кремация.- В то время традиционно захоранивали и так, и так. Кремация практиковалась более зажиточными, потому что это было намного дороже: дрова, погребение с инвентарем — очень много золота встречается в таких захоронениях, керамики, в любом случае ритуал сжигания дорого обходился. А был ли кремирован герой, мы точно не знаем, саркофаг был пустой, еще со средних веков. Никакой надписи, упоминания мы не нашли. Саркофаг был пробит, и его использовали как поилку для скота. Материалы растаскивались для других нужд, чисто теоретически возможно какой-то элемент может быть найден на другом участке. А пока тактика установления личности – поиск аналогий, — продолжает рассказ Александр Аветиков.Древний ХрамРядом с герооном был найден древний храм, дата его постройки — рубеж IV-III века до н. э. От храма сохранился только фундамент — верхняя часть здания, вероятно, была по камешку разобрана в более поздний период для строительства других объектов. В то время камни были в цене и буквально передавались по наследству. Только представьте, если крымский известняк добывался в районе Балаклавы, а потом телегами, по бездорожью его везли в район Херсонеса. Где камень обтачивался и до миллиметра подгонялся уже на месте. На фотографии можно увидеть зарубки на кладке, оставленные каменщиками более двух тысяч лет назад.О том, насколько был разграблен храм, свидетельствует найденная на уровне фундамента монета IX века. То есть эта площадь активно осваивалась в средние века.Вероятно, храм и героон составляли единый комплекс, что только доказывает, что человек, в честь которого были воздвигнуты эти сооружения, пользовался большим уважением и почетом. Специалистам удалось смоделировать примерный внешний вид храма: определить места колонн и другие архитектурные особенности. Храм был построен в дорическом ордере — одном из типичных для классической античной архитектуры. Внутри храма могли находиться статуя почитаемого героя или сокровища.

тесты по истории херсонеса

У входа в храм можно увидеть основание алтаря, учитывая известные аналогии, можно предположить, что на нем было возвышение, на котором стояла каменная чаша. Древние греки традиционно проводили религиозные действа не внутри храма, а рядом с ним. На мероприятие собирались местные жители, жрец наполнял чашу вином (проводил возлияние) и обращался к богу или обожествленному герою. По архитектурным данным сложно предположить принадлежность храма к определенному богу или обожествленному герою.- У разных культов было по-разному. Но все можно свести к одному: ежедневные молитвы, воскурения, жертвы, которые сжигались на алтаре. Были очень популярны храмовые праздники, посвященные богам. На них с окрестностей прибывало много народа. Они праздновали 2-3 дня, это были процессии, моления, представления. Тот театр, который мы знаем сегодня, возник из ритуальных действий в честь Диониса, — поясняет Александр Аветиков.

тесты по истории херсонеса

На территории возле храма хорошо видно, как соединяются эпохи. Дорога — из более позднего времени, она находится значительно выше, а основание храма – лежит внизу. Можно предположить, что когда-то эта дорога вела в Херсонес, поскольку лежит в одном направлении с Южными Воротами. В самом Херсонесе есть подобные храмы, это типовое строение. Этот был, вероятно, как-то связан именно с некрополем.Основание храма еще не полностью обнажено, археологам еще предстоит копать вглубь и дойти до последнего камня фундамента. Есть предположение, что в средние века храм использовали в качестве жилья.КолумбарийОдна из самых интересных находок последней недели — уникальный погребальный комплекс II века до н. э. римского времени. Его высота достигала 4,2 метров. Здесь было похоронено как минимум 14 персон, более точные данные будут известны после окончания раскопок и исследования комплекса. В отличие от других объектов, эта гробница-колумбарий сохранилась практически в первозданном виде. Крыша просто рухнула вниз, но все элементы, включая стелы и надгробия, на месте.Погребальное захоронение знатного гражданина Херсонеса Аристона состояло из трех частей: надгробной стелы, базы под стелу и пьедестала. Рядом было обнаружено женское погребение — памятник Аннион. Сохранилась и надпись: «Аннион, дочь Эсхина, сына Героида, 18 лет. Прощай».

— Чудо, что мы видим прекрасно сохранившуюся мраморную стелу с изображением мужчины и надписью «Аристон, сын Аристона», по всей видимости, это был какой-то выдающийся государственный муж, который много сделал на благо Херсонеса. Но не только он был тут похоронен. Рядом находилось погребение девушки Аннион, 18-ти лет. Чуть дальше следует погребальный комплекс колумбарий, где были захоронены урны с прахом видных и богатых жителей Херсонеса. Две тысячи лет комплекс оставался нетронутым. Даже в средневековье, когда уже забыли, кто такие античные греки, он выглядывал из земли, но его не разобрали. Для нас это мистика, почему он не был подвергнут разорению или реконструкции, хотя был на обозрении. Да и современная бетонная стяжка проходила всего на 30-40 см выше него, — рассказывает Виктор Вахонеев.

тесты по истории херсонеса

На этом месте еще предстоит провести немало работ. Ученые пока даже не предполагают, что может находиться под обломками крыши. Пока они перекрывают подход к колумбарию, но уже частично видны ниши с урнами и черепами.- В этом колумбарии сохранились непотревоженные останки. В нишах можно увидеть урны с прахом, целые, они стоят на своих местах уже более двух тысяч лет. В некоторых нишах сохранились просто черепа. Для иных захоронений с урнами с другой стороны были высечены антропоморфные изваяния, а для более выдающихся – антропоморфные стелы, сверху, по краю крыши комплекса. Вероятно, на табличках краской были нанесены какие-то данные, но они не сохранились, — поясняет Виктор Вахонеев.

тесты по истории херсонеса

Ниши, урны, черепа – все это еще нетронутое, ждет специалистов для оцифровки. На днях приедет группа ученых, которая полностью отсканирует весь этот комплекс, чтобы в цифре сохранить его для наследия и в дальнейшем использовать эту цифровую модель для реконструкции. Останки в урнах будут подвергнуты процедуре генетической экспертизы. Но это удовольствие долгое и дорогостоящее, результат будет получен не ранее чем через год, а то и два.

тесты по истории херсонеса

— На данный момент известно, что более 50 объектов на этих раскопках будет музеефицировано. Часть их них будет разобрана, но после детальной фиксации собрана реставраторами на этом же месте, но на уровень выше, поскольку строительство парка предполагает определенную высотную застройку. Сейчас эти объекты находятся на глубине 4-5 метров. Здесь очень высокий уровень грунтовых вод. Как только мы перестаем откачивать воду, сразу все затапливает, раскопки ведутся при постоянно работающих насосах. В дожди ситуация значительно осложняется, — объясняет Виктор Вахонеев.

тесты по истории херсонеса

Детское погребениеНа днях в этом погребальном комплексе было обнаружено еще одно захоронение – детское.- С южной стороны комплекса обнаружено детское погребение, которое было обустроено в небольшой расщелине между конструкциями. Обнаружены детские кости, но особенно примечателен погребальный инвентарь. Отдельно стоит отметить инкрустированную бляшку из желтого металла (так до экспертизы археологи называют золото) с изображением Геракла, который левой рукой душит змею, а правой держит палицу. Эта бляшка по краю имела орнамент и инкрустацию тремя видами камней, по-видимому, полудрагоценных, — рассказал Виктор Вахонеев.

тесты по истории херсонеса

Кроме пластины с изображением Геракла в погребении обнаружены несколько золотых перстней с камнями, предположительно, с сердоликом, изделия из граната, горного хрусталя, стеклянная тарелочка и бальзамарий, серебряный браслет, костяные астрагалы для игры в кости и многое другое.

тесты по истории херсонеса

Расположение детского захоронения пока остается загадкой для археологов. Расщелина, где оно располагалось, по всей видимости, не предназначалась для погребения, и еще предстоит узнать, как и почему там оказалась детская могила.Археологам помогают волонтерыЭта экспедиция — самая крупная из всех действующих сейчас в РФ. Количество археологов и специалистов смежного профиля достигает 500-600 человек. В том числе в экспедиции принимают участия волонтеры, которые занимаются расчисткой территорий и оказывают разностороннюю помощь археологам.

тесты по истории херсонеса

— Я сюда попала через проект «Волонтеры наследия», организованный фондом «Моя История». Зарегистрировалась, подала заявку, и вот я здесь. Я по образованию историк, узнала, что у волонтеров есть возможность поехать на археологические раскопки в Херсонес, и не могла упустить такую возможность. Это невероятно интересно. На мой взгляд, это и есть настоящая история. Прямо сейчас я чищу скелет, предположительно, подростка. Волонтеры не прикреплены к какому-то конкретному участку. Мы как подмастерья у археологов, где нужны руки — туда нас и отправляют, — рассказывает Анна Овчинникова, историк, учитель и волонтер из Москвы.

тесты по истории херсонеса

Анна Овчинникова, в эту смену ей доверили очищать скелет, предположительно, подростка.Экспедиция работает год и три месяца, и за это время было обнаружено более двух миллионов находок по полевой описи, тех, которые непосредственно прошли через руки археологов. Из них более 300 тысяч представляют музейную ценность. И постепенно, поэтапно передаются в фонды музея-заповедника «Херсонес Таврический».Стали свидетелем происшествия или хотите сообщить об интересном событии? Пишите на WhatsApp, Viber, Telegram +7 978 769-73-29. Телефон редакции: (8692) 99-95-12.

1960-1961 гг. в ходе раскопок XVII башни оборонительной линии Херсонеса, более известной как «Башня Зенона», выяснилось, что древнейшая часть постройки сложена из разбитых стел и прочих надгробных памятников. По-видимому, камень надгробий «добывался» на одном участке некрополя, поскольку сохранившиеся на стелах участки надписей позволили установить их принадлежность могилам членов небольшого числа семей. Исследователи Э. И. Соломоник и И. А. Антонова предположили, что какой-то частью некрополя херсонеситы были вынуждены пожертвовать ради укрепления городских стен в период затяжной войны со скифами. В последующие годы в кладке других башен и куртин нередко обнаруживали целые стелы и их фрагменты. В 1969 г. при расчистке кладки 20-й куртины было открыто надгробие, уникальное для Херсонеса и всего Крыма.

К счастью для науки, находку удалось собрать из шести больших фрагментов. Плита стелы слегка расширяется к нижнему краю, ее низ отбит. Вверху — профилированный карниз, украшенный орнаментом из ов (яйцеобразные выпуклости) на красном фоне. Стелу, вероятно, венчал анфемий или некоторое другое резное украшение, для крепления которого сохранилось небольшое круглое углубление на верхней плоскости камня. Размер плиты составляет: 115 см в высоту, 36,5 см в ширину (38 см — в нижней части) и 15 см в толщину. Верхняя часть плиты занята изображением, под которым вырезана двустрочная греческая надпись, сохранившаяся полностью. Изучение текста показало, что близкие формы и пропорции букв могут датироваться концом IV — началом III вв. до н. э. Дословный перевод надписи следующий:

Этой гробницей почитает Лесханорида родивший (родитель) Эвклес, врач, родом с Тенедоса.

Сыну воздвиг своему, усопшему Лесханориду

Эту гробницу отец, врач с Тенедоса Эвклес

Под карнизом мастер-резчик поместил изображение медицинских инструментов, сделав их очень большими по отношению к фигурам людей: слева — щипцы, справа — пинцет, а в середине — кровососная банка с кольцом, окрашенная желтой и красной охрой. Изображенная кровососная банка свидетельствует о применении (несомненно широком) в греческих колониях терапевтических методов, о которых трудно судить по костным останкам. Такие изображения на территории Крыма были обнаружены впервые. Благодаря найденному надгробию известно, что в Херсонесе практиковал врач Эвклес, приехавший с Тенедоса. Хотя о профессии его сына Лесханорида в эпитафии ничего не говорится, Э. И. Соломоник и И. А. Антонова полагали правильным считать врачом и его, ведь изображенные медицинские инструменты явно относились к погребенному.

Эта эпитафия — единственное указание на контакты Херсонеса с Тенедосом. В то же время о торговых связях Тенедоса (важный порт у входа в Геллеспонт) с Северным Причерноморьем в эллинистическое время свидетельствует найденная в Ольвии проксения. Э.И. Соломоник предположила, что, возможно, на острове Тенедос существовал неизвестный пока по письменным источникам медицинский центр, ученики которого практиковали во всей Греции, в том числе и Херсонесе.

Список
литературы

Соломоник Э. И., Антонова И. А. Надгробия врачей из античного Херсонеса // Вестник Древней истории. — 1974. — №1. — С. 92-101

Оцените статью
Тест по истории